Полковник бундесвера Георг Кляйн, выступая на закрытом заседании перед комиссией бундестага, взял на себя всю полноту ответственности за осуществленный 4 сентября 2009 года авиаудар по двум угнанным талибами бензовозам, в результате которого погибли 142 человека, в том числе, десятки мирных жителей, сообщает Spiegel.
Узнайте больше в полной версии ➞При этом полковник заявил, что авиаудар был оправданным. Кляйн указал на крайне напряженную ситуацию, сложившуюся в регионе. По его словам, всего за три часа до авиаудара у немецких солдат произошло боестолкновение с талибами. "Бой 3 сентября был самым тяжелым за все время, - отметил Кляйн. - Мои солдаты восприняли это как настоящую войну".
Кляйн, по его словам, был полностью уверен в том, что рядом с бензовозами нет мирных граждан. При этом он признал, что отклонил предложение пилотов сделать перед авиаударом еще один круг над бензовозами на малой высоте, чтобы убедиться, что ничто не мешает бомбардировке. По его словам, самолеты кружили над бензовозами достаточно долго, чтобы все, кто находились рядом с машинами, смогли уйти.
Георг Кляйн также отверг не раз высказывавшиеся в немецких СМИ предположения, что авиаудар был осуществлен по наводке бойцов немецкого спецназа KSK, входящих в Task Force 47, которые намеревались таким образом ликвидировать влиятельного полевого командира талибов - Муллу Шасудина. Полковник отметил, что не ставил своей целью убивать каких-либо конкретных лиц. Более того, во избежание возможных жертв он даже отклонил предложение осуществить авиаудар с бомбардировщика B-1, который прибыл на место раньше двух F-15.
"Как христианин я отдал приказ об операции с тяжелым сердцем, после долгой проверки, будучи убежденным в том, что гражданские лица не пострадают", - отметил Кляйн. По окончании операции полковник отправился в часовню на военной базе в Кундузе, чтобы помолиться. Допрос Георга Кляйна специальной следственной комиссией бундестага длился пять часов.
Члены комиссии заявили, что были изумлены откровенным и обстоятельным докладом полковника и его готовностью отвечать на все вопросы. Многие были убеждены, что он воспользуется гарантированным законом правом на молчание, тем более, что, начиная с сентября 2009 года, Кляйн, являющийся главным фигурантом "кундузского дела", не делал вообще никаких заявлений. Тем не менее, как отметили члены комиссии, некоторые аспекты дела так и остались не проясненными. Прежде всего, речь идет о роли, которую сыграли в подготовке и проведении операции бойцы немецкого спецназа KSK, входящие в германо-американскую группу спецназначения Task Force 47.