Европейский авиастроительный концерн Airbus намерен построить упрощенную версию военно-транспортного самолета A400M, которая пройдет только гражданскую сертификацию. Как пишет The Financial Times Deutschland, после того как будет создана гражданская версия A400M, Airbus на ее основе построит транспортный самолет для военных нужд стран-заказчиков.
Узнайте больше в полной версии ➞Согласно предложенному Airbus плану, который должен быть одобрен основным акционером концерна EADS, государства-заказчики на первом этапе будут оперировать флотом упрощенной версии A400M. После того как на ее основе будет создан военный транспортник, упрощенные версии будут заменяться им. Тем не менее, военному транспортнику все равно придется проходить сертификацию европейского Министерства обороны.
Сейчас портфель заказов на A400M насчитывает 184 самолета, совокупная стоимость которых превышает 20 миллиардов евро. В частности, Германия должна получить 60 самолетов, Франция - 50, Испания - 27, Великобритания - 25, Турция - 10, Бельгия - 7, Малайзия - 4 и Люксембург - 1. В начале ноября 2009 года от покупки восьми A400M отказалась ЮАР.
Основателями проекта A400M являются семь европейских государств: Германия, Франция, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург. Они заказали 180 самолетов на общую сумму в 20 миллиардов евро. Часть этих средств уже была потрачена на разработку транспортника, а также покупку указанного числа A400M. Между тем расходы Airbus на создание A400M уже превысили бюджет почти на 11 миллиардов евро.
В середине января 2010 года Airbus объявил, что страны-заказчики должны взять на себя дополнительное финансирование программы разработки A400M. В противном случае концерн пригрозил прекратить разработку. Изначально Airbus в качестве крайнего срока называл конец января, а затем 15 февраля - к этому времени семь стран должны были предоставить дополнительное финансирование. Договоренности по вопросу пока не достигнуто, однако сообщений о прекращении проекта от Airbus пока не поступало.
Согласно заявлению Airbus, компании необходимы 7,6 миллиарда евро для продолжения работы над транспортником. Из указанной суммы компания пообещала взять 3,2 миллиарда евро расходов на себя, а остальные - поделить между заказчиками. По предварительным данным, власти стран-заказчиков A400M согласились перечислить Airbus два миллиарда евро в качестве дополнительного финансирования, а также предоставить финансовые гарантии еще на 1,5 миллиарда евро.
Реакция Airbus на предложение правительств семи стран пока неизвестна. По оценке Airbus, затраты на создание A400M составляют от 100 до 150 миллионов евро ежемесячно. Согласно одному из предложений концерна, если страны не смогут предоставить Airbus дополнительное финансирование, то они могут снизить число заказов на самолеты ровно на 7,6 миллиарда евро.
Airbus ведет разработку A400M с 1980-х годов. Четырехмоторный турбовинтовой транспортник рассчитан на перевозку 37 тонн грузов и сброс на парашюте 16 тонн грузов. Максимальная скорость полета A400M составляет 790 километров в час, а дальность полета - до 9,3 тысячи километров. A400M может использоваться для перевозки 116 солдат в полном обмундировании.
Первый полет транспортника состоялся 11 декабря 2009 года. Работы по созданию A400M отстают от первоначального графика почти на три года.