Министр иностранных дел Германии и вице-канцлер Гидо Вестервелле объявил о начале кампании "Немецкий - язык идей" ("Deutsch - Sprache der Ideen"), направленной на популяризацию немецкого языка за границей и укрепление его международного статуса, сообщает Stern.
Узнайте больше в полной версии ➞Обеспокоенность немецких властей вызывает тот факт, что с 2005 года число изучающих немецкий язык иностранцев сократилось на 2,5 миллиона человек: с 17 миллионов до 14,5 миллиона. Как отмечается на сайте министерства иностранных дел, новая программа должна сделать изучение немецкого привлекательным.
Падение популярности наблюдается даже в странах восточной Европы, где после объединения Германии немецкий считался основным иностранным языком. Сейчас наибольшее число изучающих немецкий - в общей сложности 2,3 миллиона человек - приходится на Польшу и Россию.
Кроме того, неудовольствие Берлина вызывает тот факт, что во властных структурах ЕС немецкий язык вопреки официально заявленному языковому равноправию используется значительно реже, чем английский или французский, а доля чиновников Еврокомиссии, которые знают немецкий язык, составляет менее 20 процентов.
В количественном плане носители немецкого языка являются одной из самых многочисленных групп в ЕС - из 500 миллионов жителей блока с самого рождения на нем говорят 100 миллионов человек. В качестве иностранного языка немецкий уступает только английскому. Наконец, Германия лежит в самом центре ЕС и обеспечивает 20 процентов поступлений в европейский бюджет.
Сам Гидо Вестервелле неоднократно высказывался в поддержку немецкого языка. Широкий резонанс вызвал его отказ отвечать журналисту BBC, обратившемуся к нему по-английски.
"Мы здесь в Германии, - ответил Вестервелле. - Прошу вас правильно меня понять. В Великобритании является самой собой разумеющимся, что человек говорит по-английски, точно так же в Германии: здесь общепринято говорить по-немецки".
Многие предположили, что лидер немецких либералов таким образом просто не хотел лишний раз позориться, однако, как отмечает Stern, за последние месяцы Вестервелле показал, что его английский совсем не так плох. Тем не менее, на прошедшей недавно в Мюнхене международной конференции по безопасности он принципиально выступал перед собравшимися на немецком.
"Я не для того в качестве министра иностранных дел выделяю ежегодно 300 миллионов евро на развитие и поддержание немецкого языка за границей, чтобы затем у себя дома отказываться от немецкой речи", - заключил Вестервелле.