Парламентская комиссия бундестага в четверг, 22 апреля, допросила министра обороны ФРГ Карла-Теодора цу Гуттенберга в рамках расследования по факту сентябрьского авиаудара по двум афганским бензовозам, сообщает Tagesschau. Тогда погибшими оказались, по меньшей мере, 142 человека, в том числе мирные граждане.
Узнайте больше в полной версии ➞Комиссия попросила цу Гуттенберга объяснить, почему сначала он назвал авиаудар "целесообразным с военной точки зрения", а затем полностью изменил свою точку зрения. Кроме того, комиссия хотела услышать объяснения, почему министр отправил в отставку генерал-инспектора бундесвера Вольфганга Шнайдерхана и государственного секретаря Петера Вихерта (Peter Wichert).
Цу Гуттенберг повторил членам комиссии то, что уже говорил ранее: ему не предоставили вовремя необходимую информацию об инциденте в Кундузе, именно поэтому он сначала заявил, что авиаудар был оправдан. О существовании специального доклада бундесвера по этому вопросу он узнал лишь позднее.
Это же послужило причиной отставки Шнайдерана и Вихерта, которым министр обороны, по его словам, уже не мог доверять. При этом Карл-Теодор цу Гуттнеберг еще раз отметил, что его высказывание о целесообразности авиаудара было ошибочным и он несет за это всю ответственность.
Члены комиссии разошлись в оценке показаний министра. Представитель оппозиционной Социал-демократической партии Райнер Арнольд (Rainer Arnold) заявил, что цу Гуттенберг так толком и не объяснил причину отставки Шнайдерхана и Вихерта. Арнольд обратил внимание, что объяснения министра расходятся с показаниями самих Шнайдерхана и Вихерта, которые, напомним, утверждали, что сразу же предоставили министру всю имевшуюся у них информацию.
СДПГ и "Левые" потребовали провести очную ставку между цу Гуттенбергом, Шнайдерханом и Вихертом, чтобы окончательно разобраться в этом вопросе. Со своей стороны, члены парламентской комиссии, представляющие правящие консервативные партии, заявили, что полностью удовлетворены показаниями министра.
Ранее некоторые из членов ХДС/ХСС вообще поставили под сомнение целесообразность работы комиссии. Они сослались при этом на недавнее решение федеральной прокуратуры, прекратившей расследование в отношении полковника бундесвера Георга Кляйна, который непосредственно отдал приказ о нанесении бомбового удара по бензовозам. Следствие пришло к заключению, что приказ Кляйна не нарушал ни международно-правовые нормы, ни нормы немецкого уголовного права.