Национальная галерея в Лондоне отреставрировала картину Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах", сообщает The Guardian. Работа заняла полтора года, полотно вернулось в экспозицию 14 июля.
Узнайте больше в полной версии ➞Как пишет британская газета, в ходе реставрации музейные эксперты установили, что Леонардо самостоятельно нарисовал всю картину. Ранее считалось, что частично в работе над "Мадонной" участвовали ученики и помощники художника.
Кроме того, стало очевидно, что картина так и не была завершена. Неодинаковая степень проработки деталей на полотне всегда удивляла искусствоведов; более того, проведенный в 2005 году рентген показал, что под слоем краски находится не один, а два предварительных рисунка, разительно отличающихся друг от друга.
Газета отмечает, что на реставрацию работ старых мастеров нет единого экспертного взгляда, в частности из-за того, что ранее использовались методы (впоследствии себя дискредитировавшие), которые навредили изображениям. Тем не менее, сотрудники галереи настояли на том, что необходимо браться за "Мадонну", так как лак, использованный при реставрации в 1948 году, начал желтеть, трескаться и собирать грязь. В результате этого стало теряться ощущение пространства, переданное Леонардо.
Редактор журнала ArtWatch Майкл Дейли (Michael Daley) с удовлетворением отметил, что реставраторы оставили тонкий слой старого лака, а не стали снимать его полностью, чтобы добраться до поверхности краски. Дейли считает, что полное снятие лака может наносить ущерб некоторым аспектам изображения. Кроме того, по мнению критика, старинные художники вовсе не рассчитывали, что их картины должны выглядеть ярко, и порой даже специально использовали темный лак.
На сайте The Guardian представлена удобная схема, составленная журналистом Джаспером Джонсом, на которой отмечено, какие детали "Мадонны в скалах" открылись взгляду читателя после реставрации.
Леонардо написал две "Мадонны в скалах"; ранняя версия (1483-1486) находится в Лувре. Картина, что в Национальной галерее, была создана между 1495 и 1508 годами.