В заключении комплексной судебно-медицинской экспертизы, проведенной в связи со смертью Веры Трифоновой в СИЗО "Матросская тишина", говорится, что женщину нельзя было содержать под стражей по состоянию здоровья. Об этом агентству "Интерфакс" заявил адвокат Трифоновой Владимир Жеребенков.
Узнайте больше в полной версии ➞По словам защитника, смерть заключенной наступила из-за тромба, который образовался вследствие неправильного ухода за установленным ей катетером. Жеребенков отметил, что эксперты признали, что помощь его подзащитной можно было оказать только в специализированной клинике.
Трифонова, проходившая подозреваемой по делу о мошенничестве, была арестована в декабре 2009 года. Уже тогда у нее были выявлены сахарный диабет, диабетическая нефропатия и хроническая почечная недостаточность. Она скончалась 30 апреля 2010 года. Адвокат подчеркнул, что на состояние здоровья Трифоновой негативное влияние оказали выезды на судебные заседания, прерывание лечения и стресс, вызванный судебными мероприятиями.
По итогам экспертизы Жеребенков потребовал возбудить уголовные дела в отношении начальника СИЗО "Матросская Тишина" Фикрета Тагиева и следователя Сергея Пысина, который вел дело Трифоновой, по статье "злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия". Кроме того, как сообщает РАПСИ, адвокат считает, что в отношении судьи Ольги Макаровой, которая принимала решение о продлении ареста Трифоновой, следует возбудить дело по статье "вынесение заведомо неправосудного решения".
По мнению Жеребенкова, Тагиев, зная о тяжелом состоянии Трифоновой, выдал следователю Пысину справку с недостоверной информацией о здоровье заключенной. Ранее официальный представитель ФСИН заявлял, что руководство СИЗО дважды просило следователя ходатайствовать в суде об изменении Трифоновой меры пресечения по состоянию здоровья, однако не получило ответ на свои обращения.
Жеребенков полагает, что следователь Пысин "абсолютно осознанно, на основании искаженных представлений об интересах предварительного расследования, пренебрег здоровьем и жизнью Трифоновой". В отношении Пысина уже было возбуждено уголовное дело по статье "халатность". Он был уволен из СКП, также как и замглавы Следственного управления по Московской области Александр Филиппов, в подчинении которого находился Пысин.
Адвокат также напомнил, что судья Макарова, принимая решения о продлении ареста Трифоновой, знала, что подозреваемая "нуждается в специализированной медицинской помощи, которую невозможно оказать в тюремной больнице". Кроме того, по данным Жеребенкова, Макарова "имеет медицинское образование и имела знания о необратимом прогнозе лечения данного заболевания".
В мае 2010 года Макарова ушла в отставку по собственному желанию. Однако глава Верховного суда Вячеслав Лебедев потребовал уволить ее задним числом за нарушение закона. В начале июля квалификационная коллегия судей приняла решение о досрочном сложении Макаровой полномочий. Однако, как рассказал "Интерфаксу" источник в судейских кругах, она сохранила статус судьи, поскольку оформила больничный и поэтому не может считаться уволенной.
Между тем в СКП полагают, что причиной смерти Трифоновой стала врачебная ошибка. В июне 2010 года в отношении медиков, оперировавших заключенную, было возбуждено уголовное дело по статье "причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей".
Жеребенков, ссылаясь на данные экспертизы, заявил, что катетер Трифоновой был необходим и врачи установили его правильно. Адвокат не уточняет, кто назначил проведение комплексной судебно-медицинской экспертизы, и не указывает состав экспертов.