ВВС Канады не смогут производить дозаправку в воздухе истребителей Lockheed Martin F-35 Lightning II поскольку существующий парк самолетов-заправщиков сильно устарел, пишет газета Ottawa Citizen. В настоящее время военные занимаются поиском возможных решений: от внесения дополнительных изменений в конструкцию истребителя до замены парка летающих танкеров. Последний вариант может стоить ВВС нескольких сотен миллионов долларов в зависимости от числа заправщиков, которые надо будет приобрести.
Узнайте больше в полной версии ➞В настоящее время на вооружении ВВС Канады, по данным Flightglobal MiliCAS, стоят два самолета-заправщика CC-150T Polaris и пять KC-130H Hercules. В 2008-2009 году ВВС Канады были вынуждены конвертировать два транспортника CC-150 (создан на базе Airbus A310) в CC-150T для того, чтобы получить возможность проводить дозаправку в воздухе истребителей CF-18 Hornet. Такая возможность была утрачена после списания в 1997 году заправщиков CC-137. Стоимость конвертации составила 126 миллионов долларов.
Как отмечает газета, топливозаправочные системы CC-150T и KC-130H устарели и несовместимы с топливоприемниками истребителей F-35, 65 из которых правительство Канады планирует купить за 16-21 миллиард долларов. Для решения возникшей ситуации рассматривается вариант доработки истребителей F-35 для Канады таким образом, чтобы их топливные системы были совместимы с заправочными системами имеющихся на вооружении страны летающих танкеров. Предполагаемая сумма сделки пока неизвестна.
Еще один вариант - замена парка самолетов заправщиков. По данным ВВС Канады, министерству обороны страны уже необходимо начать поиск новых танкеров, поскольку устаревшие CC-150T в 2020 году придется списать в любом случае, независимо от того, будут ли разрешены трудности с дозаправкой F-35.
Следует отметить, что Канада до сих пор использовала свой парк самолетов-заправщиков преимущественно для подготовки пилотов во время тренировочных полетов, в то время как во время военных учений ВВС страны пользовались услугами заправки летающих танкеров НАТО. По этой причине ВВС Канады используют устаревшие самолеты-заправщики.
Между тем, как пишет газета Toronto Sun, министерство обороны Канады объявило, что сложностей с дозаправкой F-35 не возникнет. По словам министра обороны Канады Питера Маккея, в Lockheed Martin утверждают, что топливная система истребителя будет универсальной и сможет взаимодействовать с различными типами заправочных систем. Ранее канадское военное ведомство объявило, что "занимается поиском вариантов дозаправки F-35 в воздухе". По словам Маккея, даже если и придется вносить изменения в топливную систему, дополнительных расходов это не потребует.
В Канаде в настоящее время ведутся споры между политическими партиями относительно покупки истребителей F-35. В мае 2010 года Маккей объявил, что новые боевые самолеты для ВВС будут куплены по итогам международного тендера, однако уже в июле заявил, что Канада приобретет американские F-35. По словам Маккея, Пентагон десять лет назад провел тендер, по итогам которого было решено реализовывать проект F-35, предложенный Lockheed Martin; Канада принимала участие в этом тендере.
Канадские либералы сочли такой выбор нарушением законодательства и заявили, что если они придут к власти, покупка американских истребителей будет отменена. Как ожидается, ВВС Канады получат первые F-35 после 2016 года.