В Актюбинской области Казахстана прокуратура реабилитировала группу людей, которые были осуждены в 1930 году по обвинению в антисоветской агитации и некоторых других преступлениях. Об этом сообщает ИА "Новости-Казахстан".
Узнайте больше в полной версии ➞Люди, о которых идет речь, были осуждены решением "тройки" при представительстве Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). Их обвиняли также в "организации откочевки семей вглубь южных районов", "выступлениях против ведения хозяйственных компаний" и причастности к бандформированиям.
Четверо фигурантов были приговорены к расстрелу, трое были отправлены в ссылку, остальные приговорены к различным срокам лишения свободы.
Всего реабилитация коснулась 22 человек. Соответствующее решение было принято после изучения уголовного дела 1930 года. Прокуратура руководствовалась законом "О реабилитации жертв массовых политических репрессий".
Есть ли среди реабилитированных ныне живущие люди, не уточняется.
Наказание за антисоветскую деятельность было предусмотрено первым же советским Уголовным кодексом. В частности, в редакции 1922 года были такие статьи, как "Пропаганда и агитация, выражающаяся в призыве к свержению власти Советов" (за это человек мог быть приговорен к высшей мере наказания), "Пропаганда и агитация в направлении помощи международной буржуазии" (это каралось лишением свободы или изгнанием из страны), а также "Измышление и распространение в контрреволюционных целях ложных слухов или непроверенных сведений, могущих возбудить недоверие к власти или дискредитировать ее". В последнем случае было предусмотрено наказание в виде лишения свободы или принудительных работ. В статье также содержалась следующая оговорка: "При недоказанности контрреволюционности означенных действий, наказание может быть понижено до трех месяцев принудительных работ".
В УК 1926 года содержалась статья "Контрреволюционные преступления". В число таких преступлений были включены "сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством" и "пропаганда и агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти". В статье помимо прочего отмечалось, что "в силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР".