Убыток ОАО "Российские железные дороги" в 2012 году может составить 80 миллиардов рублей в случае принятия правительством России решения об индексации тарифа лишь на 6 процентов. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на начальника департамента планирования и бюджетирования РЖД Илью Рящина. В РЖД пока не приходило никаких уведомлений об индексации тарифа в 2012 году, однако компания, которая каждый год пытается отстоять свою версию индексации тарифов перед правительством, посчитала нужным заранее высказать свои опасения.
Узнайте больше в полной версии ➞РЖД рассчитывали на индексацию тарифа в 2012 году на уровне 7,4 процента, но даже эта мера без 40 миллиардов рублей господдержки не вывела бы компанию на достаточный уровень безубыточности (ранее менеджмент РЖД требовал повысить тариф на 11 процентов). Индексация тарифа на 6 процентов, по мнению замначальника департамента корпоративных финансов РЖД Александра Романова, лишь "усугубит ситуацию".
По оценке менеджмента железнодорожной монополии, индексация тарифа на 6 процентов приведет к сокращению инвестпрограммы РЖД на 2012 год на 40-50 миллиардов рублей с запланированных 358 миллиардов рублей. При этом сокращение финансирования в первую очередь может затронуть проекты развития РЖД и закупку тягового подвижного состава. По словам Романова, компании придется "дополнительно занимать порядка 100 миллиардов рублей в год".
Ранее газета "Коммерсантъ" сообщила, что в правительстве обсуждается вариант индексации тарифов на 6 процентов для РЖД и Федеральной сетевой компании (ФСК) со второго полугодия 2012 года.
Вопрос индексации тарифов на услуги монополий вызывает ежегодные споры. На согласовании в правительстве РФ в настоящее время находится уточненный прогноз социально-экономического развития России, в котором должны быть определены пересмотренные данные по росту тарифов на 2012 год, на первое полугодие которого назначены выборы президента России.
В конце апреля премьер-министр Владимир Путин поручил пересчитать сценарии развития естественных монополий, предложив ограничить рост их тарифов инфляцией в ближайшие три года. Как отмечал премьер, это даст "инфраструктурным компаниям стимул снижать издержки, работать над своей эффективностью". В 2012 году рост цен, как планируют чиновники, составит 6 процентов.
Изначально для "Газпрома" предел повышения тарифов был определен в 15 процентов, а для РЖД - в 7,4 (на грузовые перевозки). Рост конечных цен на электроэнергию в среднем для всех категорий потребителей в промышленности был заложен на уровне 11-13 процентов.
В мае глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина сообщила, что потери "Газпрома" и РЖД от ограничения тарифов уровнем инфляции составят 91 миллиард рублей. По оценке министерства, "Газпром" может потерять 73 миллиарда рублей, а РЖД - 18 миллиардов. По электроэнергетике оценку ведомство не приводило из-за сложности расчетов, как, впрочем, и по "Транснефти".
Расхождения между оценкой потерь, которые привело для РЖД Минэкономразвития с теми, что привела сама монополия, могут быть вызваны разницей в подсчетах.
По данным менеджмента РЖД, недоиндексация тарифа на 1 процент влечет недополучение монополией 11 миллиардов рублей выручки. При индексации ставки тарифа по году в 3 процента (индексация на 6 процентов затронет лишь второе полугодие), РЖД недополучит более 48 миллиардов рублей доходов. Если же учитывать 40-50 миллиардов рублей поддержки, которые РЖД рассчитывала получить из бюджета и ранее, то в сумме выходит, что недофинансирование РЖД составит 90 миллиардов рублей.
Источники газеты "Ведомости", впрочем, утверждают, что "Газпром" в 2012 году все же сможет увеличить среднюю цену на газ для российских потребителей на 15 процентов, тогда как для остальных монополистов средний рост цен должен остаться в пределах инфляции.