Корейские математики предложили алгоритм, который в теории позволяет избавиться от пробок. Статья ученых пока не принята к публикации, однако ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
Узнайте больше в полной версии ➞Согласно простейшим моделям движения потока машин, существует три основных режима такого движения. Первый - свободный, при котором машины движутся с максимальной скоростью. Второй - плотный, когда машины вынуждены двигаться с одной (возможно, небольшой) скоростью. Третий режим, при котором средняя скорость падает почти до нуля, - пробка. Равенство нулю средней скорости в последнем случае означает, что машина может попеременно то двигаться, то стоять.
Переход между режимами при отсутствии каких-либо дополнительных условий на движение автопотока является объектом пристального изучения математиков. В частности, на настоящий момент известно, что эти переходы описываются крайне сложно. В рамках новой работы предложили добавить в модель движения так называемое локальное взаимодействие - автомобиль "сообщает" о скорости и направлении своего движения окружающим его машинам. По словам ученых, это предположение недалеко от истины - автомобилисты фактически сообщают некоторые детали своего движения соседям при помощи стоп-сигналов и поворотников.
Алгоритм, предложенный математиками, крайне прост. Машины, которые въезжают в пробку, должны оставлять между собой и следующим автомобилем много места, а которые выезжают - меньше (для подобного распределения расстояний знать о движении других машин и нужно). Как показывает моделирование, подобный подход позволяет "рассасывать" пробки.
В начале августа появилась работа, в которой французские физики математически обосновали, что даже в сложной транспортной системе даже при наличии большого количества трафика имеются свободные дороги. Для анализа сетей они пользовались моделью движения автомобильного трафика под названием процесс с полностью асимметричным исключением.