Китай с начала 2011 года приобрел в России большую партию реактивных двигателей для истребителей, сообщает AINonline. В частности, с "Рособоронэкспортом" был заключен контракт на поставку 150 двигателей АЛ-31Ф, которыми планируется заменить выработавшие ресурс такие же двигатели на китайских истребителях Су-27, Су-30МКК, Су-30МК2 и их копиях J-11 включая модификации. Эти силовые установки будут собираться на предприятии Уфимского моторостроительного производственного объединения.
Узнайте больше в полной версии ➞В июле 2011 года Китай приобрел 120 реактивных двигателей АЛ-31ФН, предназначенных для установки на истребители J-10. Сумма сделки составила около 500 миллионов долларов. Производством силовых установок по этому контракту занимается НПЦ "Салют", а поставка двигателей завершится к 2013 году. По словам генерального директора "Салюта" Владислава Масалова, в настоящее время Китай ведет переговоры о покупке еще 140 двигателей АЛ-31ФН; контракт может быть подписан до конца октября 2011 года.
По оценке Масалова, общее количество поставленных Китаю двигателей уже приблизилось к тысяче единиц. Для обслуживания силовых установок, "Салют" заключил партнерские соглашения с китайскими предприятиями Limin и Tyan Li, которые занимаются поставкой двигателей в войска, а также производством запчастей. Кроме того, Россия достигла с Китаем договоренности о передаче китайской стороне документации по ремонту и обслуживанию АЛ-31Ф и АЛ-31ФН.
При этом "Салюту" из-за роста заказов на двигатели со стороны Китая становится все труднее выполнять заказы. В частности, в 2011 году темпы производства планируется увеличить на 30-40 процентов. "Конечно, у нас есть и узкие места, связанные с поставщиками металла и отдельных компонентов", - добавил Масалов. Учитывая высокие темпы развития военного производства в Китае и реализуемой правительством программы повышения боевой мощи ВВС, в перспективе объем заказов на российские двигатели может значительно вырасти.
В 2003 году министерство обороны Китая приобрело у России 54 двигателя, в 2007-м - сто, а в 2009-м - 122. По неподтвержденным данным, большинство из купленных двигателей были установлены на экспортные версии китайских самолетов по требованию заказчиков. Помимо АЛ-31ФН Китай также регулярно закупает в России двигатели РД-93 (версия РД-33 для китайского истребителя FC-1, поставляемого также в Пакистан под обозначением JF-17).
Технологический уровень Китая пока не позволяет выпускать собственные авиационные двигатели с длительным ресурсом использования. В настоящее время Китай производит для истребителей J-10 и J-11 двигатели WS-10 и их производные. Эти двигатели являются копиями российских АЛ-31, но отличаются от последних меньшими тягой и надежностью, и значительно более коротким межремонтным ресурсом.