В 2011 году в российских городах (без Москвы) было открыто 39 профессиональных торговых центров общей площадью 1,685 миллиона квадратных метров. Таким образом, объем нового предложения в крупных торговых центрах по России (включая столицу) в прошлом году составил около 2 миллионов "квадратов". Об этом говорится в исследовании компании Colliers International.
По данным компании, почти половина новых торговых площадей пришлась на города-миллионники. Наиболее активно в 2011 году развивались рынки торговой недвижимости Санкт-Петербурга (11 новых торговых центров), а также Новосибирска и Самары (по два ТЦ). Среди городов с численностью населения от 500 тысяч до миллиона человек наибольший прирост торговых площадей зафиксирован в Оренбурге и Рязани.
Аналитики отмечают, что по мере увеличения конкуренции в торговом сегменте в крупных городах девелоперы уделяют все больше внимания городам с численностью населения 300– 500 тысяч жителей. В прошлом году в таких городах запустили два профессиональных торговых центра, а в 2012 году запланировано открытие уже 9 ТЦ (в Магнитогорске, Сургуте, Сочи и Твери). Среди городов с населением менее 300 тысяч жителей наибольшее внимание застройщики уделяют Петрозаводску и Сыктывкару, рынок которых за год пополнится сразу несколькими крупными торговыми комплексами. Несколько проектов анонсировано и на этот год.
По мнению экспертов, в настоящее время происходит постепенная дифференциация рынка торговой недвижимости. Спрос на лучшие места держит уровень вакантных площадей в наиболее качественных торговых центрах на минимуме, возрождает практику листов ожидания, а также приводит к значительному росту ставок. Менее успешные торговые центры, в первую очередь морально устаревшие или расположенные в зоне высокой конкуренции, вынуждены проводить реконструкцию или реконцепцию. Особенно остро проблема реновации стоит в городах с высоким уровнем конкуренции, таких как Москва, Петербург и Екатеринбург.
По данным компании Knight Frank, в 2011 году в рынок коммерческаой недвижимости России было вложено 8 миллиардов долларов. При этом на торговый сегмент пришлось 40 процентов от общего объема инвестиций.