Инженеры из Массачусетского технологического института создали математическую модель дорожного покрытия и предложили способ сэкономить до 3 процентов топлива, затрачиваемого на передвижение. Работа опубликована в журнале Transportation Research Record, ее краткое содержание можно прочитать на сайте института.
Узнайте больше в полной версии ➞Для создания модели ученые использовали данные, полученные на 5643 опытных участках национальной дорожной сети США. Эти данные содержали информацию по покрытию, основе, характеристиках почв на опытных участках, а также сведения о количестве и видах транспорта, на них передвигающегося.
На основании этих данных инженеры создали математическую модель, при анализе которой оказалось, что использование более твердого покрытия - специального асфальта или бетона - может сэкономить до трех процентов топлива.
Экономия при использовании более твердого покрытия возникает из-за того, что уменьшается глубина продавливания покрытия под колесом. Из-за этого продавливания автомобиль движется всегда немного в гору, что приводит к лишним потерям энергии. Этот эффект знаком и пешеходам: так, например, именно из-за него передвигаться по песку гораздо труднее, чем по асфальту.
Авторы отмечают, что ранее в работах, где проводился анализ взаимодействия колес с покрытием использовались исключительно отдельные эмпирические данные, причем полученные на разных тестовых участках. Часто при сравнении таких измерений, сделанных в разных условиях, выводы исследователей противоречили друг другу.
Данная работа отличается тем, что содержит математическую модель, основанную на анализе тысяч разных дорог с разными покрытиями, и позволяет рассчитать общий уровень экономии, достижимый с помощью изменения состава покрытия. По оценкам ученых, он эквивалентен 273 миллионам баррелей сырой нефти в год, что по текущим ценам составляет приблизительно 15,6 миллиарда долларов.