Министерство обороны России в рамках доработанного проекта Стратегии развития Арктической зоны поднимет со дна и отправит на утилизацию две атомные подлодки К-27 и К-159, пишет газета "Известия" со ссылкой на источник в военном ведомстве. Прежде эти корабли входили в состав Северного флота СССР. Собственными средствами для осуществления этой задачи Минобороны не располагает, поэтому планируется объявить международный тендер.
Узнайте больше в полной версии ➞Как ожидается, в конкурсе примут участие компании из США, Голландии, Франции и Южной Кореи, специализирующиеся на глубоководных работах по подъему различных объектов. В частности, в конкурсе может принять участие голландская компания Mammoet, в 2000 году выполнившая работы по подъему затонувшей в результате аварии атомной подводной лодки К-141 "Курск" проекта 949А "Антей".
Подводная лодка К-27 проекта 645ЖМТ была выведена из состава Северного флота СССР в 1980 году, а в 1982 году затоплена в Карском море. Глубина ее залегания в настоящее время составляет около 75 метров. Поводом для списания подлодки стала авария реакторов РМ-1 с жидкометаллическим теплоносителем. В результате корабль был облучен, а весь экипаж (105 человек) перенес острую лучевую болезнь. Девять человек погибли.
В свою очередь подлодка К-159 проекта 627А "Кит" была выведена из состава Северного флота СССР в 1989 году и после консервирования хранилась на плаву вплоть до 2003 года. Корабль затонул во время буксировки из бухты Гремиха на судоремонтный завод "Нерпа" в Снежногорске для прохождения утилизации. В результате незапланированного затопления подлодки погибли девять человек. Точная глубина, на которой находится К-159 неизвестна; по разным оценкам она составляет 170-250 метров.
По словам источника "Известий", ВМФ России пока не располагает необходимым набором оборудования для проведения глубоководных работ по подъему затонувшей техники. Вскоре после гибели "Курска" для флота были закуплены пять автономных необитаемых подводных аппаратов Venom британского производства и три исландских Gavia. Эта техника предназначена для поисково-спасательных работ, а не для подъема затонувших кораблей.
Между тем, источник газеты в оборонно-промышленном комплексе отметил, что работы по подъему К-27 и К-159 могут выполнить несколько российских компаний, а также предприятия Объединенной судостроительной корпорации. Точный объем работ пока неизвестен. В частности, пока не ясно, потребуется ли Министерству обороны России поднимать подлодки целиком или по частям.