Ученые установили время полураспада ископаемой ДНК и показали, что даже в оптимальных условиях хранения она полностью разрушается спустя несколько миллионов лет. Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B, ее краткое содержание приводит Nature News.
Узнайте больше в полной версии ➞Ученые работали над очень специфической выборкой ископаемой ДНК - ее образцы были получены из костей птицы Моа. Эти животные обитали в Новой Зеландии и были истреблены аборигенами маори в XVI веке. Образцы были собраны на очень маленьком участке в пределах 5 километров друг от друга, где они хранились в практически идентичных условиях при температуре около 13 градусов Цельсия. При этом разброс возраста костей составлял от 600 до 8000 лет (подробнее о выделении ДНК моа можно прочитать здесь).
Ученые выделили 158 образцов ДНК из трубчатых костей моа, определили их возраст и исследовали зависимость степени деградации нуклеиновой кислоты от длительности ее хранения. Оказалось, что половина находящейся в таких условиях ДНК разрушается в течение 521 года. После 1000 лет хранения остается около четверти исходной нуклеиновой кислоты, после 1500 лет - одна восьмая и так далее. По расчетам ученых, даже при хранении в условиях оптимальной температуры в природе (при -5 градусах Цельсия) спустя 7 миллионов лет разрушаются практически все связи между основаниями. При этом "осмысленость" последовательности пропадает еще раньше - спустя 1,5 миллиона лет ДНК распадается на столь мелкие фрагменты, что они уже не могут быть собраны в единое целое.
Биологи, однако, указывают, что существуют значительные вариации в деградации между разными образцами, и ее скорость определяется возрастом только на 40%. Кроме того, авторы не изучали, как ДНК сохраняется в условиях вечной мерзлоты. Наконец, полученные результаты не исключают возможности биоинформатического восстановления последовательности генома предка на основе ДНК потомков и последующего его химического синтеза de novo. Таким методом известному биологу Крейгу Вентеру удалось синтезировать пока только минимальный геном искусственной микоплазмы, однако, это не исключает возможности методического прогресса в будущем.