Министерство обороны Японии намерено в ближайшие пять лет инициировать проект разработки нового истребителя, который получит индекс F-3, сообщает Aviation Week. Серийное производство самолета планируется начать в 2027 году. Предполагается, что по своим возможностям он превзойдет истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Основной упор в рамках проекта будет сделан на разработку технологии малозаметности и мощной силовой установки.
Узнайте больше в полной версии ➞В настоящее время японская компания Mitsubishi Heavy Industries занимается созданием демонстратора технологий истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin, первый полет которого намечен на 2014 год. Не исключено, что ряд наработок этого самолета будет использоваться и при создании истребителя F-3. Согласно планам министерства обороны Японии, новые F-3 со временем заменят устаревшие F-2 (созданы на базе американских F-16 Fighting Falcon) и F-15J/DJ Eagle. Они будут использоваться наравне с F-35.
Опытно-конструкторские работы по созданию F-3 Япония намерена начать в 2016-2017 году, а первый прототип истребителя планируется поднять в воздух в 2024-2025 году. Предположительно, Япония не будет создавать беспилотную версию F-3; эти самолеты будут пилотируемыми. По предварительным данным, министерство обороны Японии намерено закупить не менее 200 новых самолетов; после 2030 года они дополнят парк из 42 купленных у США истребителей F-35.
Не исключено, что разработка требований для нового боевого самолета будет осуществляться совместно с ВВС США, которые планируют создать замену для F-35 в рамках проекта F-X, и с ВМС США, ведущих проект F/A-XX. Предварительные научно-исследовательские работы в рамках проекта создания японского истребителя начались в 2010 году; ими занимается Институт технических исследований и разработок (TRDI) при министерстве обороны Японии. Работы ведутся в рамках проекта i3. Предположительно, ряд технологий Япония предложит США.
Созданием двигателя занимается японская корпорация IHI; компания намерена создать силовую установку, способную развивать тягу в 15 тысяч килограммов-силы. Двигатель F135 для истребителей F-35 способен развивать тягу в 12,7 тысячи килограммов-силы и 19,5 тысячи килограммов-силы в режиме форсажа. В японском двигателе будет использоваться "пилообразная" конструкция воздухозаборников для снижения радиолокационной заметности истребителя, а его схема будет схожей с американским F119 для F-22.
При этом Япония с большой долей вероятности будет создавать двухдвигательный тяжелый истребитель. Для сравнения, максимальная взлетная масса двухдвигательных F-15J, которые должен заменить F-3, составляет 30,8 тонны. При этом каждый двигатель таких истребителей способен развивать тягу в 7,9 тысячи килограммов-силы и 11,3 тысячи килограммов-силы в режиме форсажа. Как отмечает Aviation Week, указав значение в 15 тысяч килограммов силы, власти Японии имели в виду показатель форсажа.
Между тем, TRDI занимается созданием и специального радиопоглощающего покрытия для F-3, в котором будет сокрыта сетка из антенн; они будут отслеживать интенсивность излучения радаров боевых самолетов противника. Эти антенны будут частью перспективной системы радиоэлектронного противодействия. На проведение исследований в этой области министерство обороны Японии запросило у правительства 1,6 миллиарда иен (около 20 миллионов долларов) на 2013-2016 годы.
Японское военное ведомство не уточняет, к какому поколению боевых самолетов будет относится F-3. Осенью 2011 года агентство Jane's сообщало, что в Японии уже начались работы по созданию истребителя шестого поколения. Министерство обороны и ВВС США занимаются формированием требований к истребителю шестого поколения с начала 2011 года. Предположительно, перспективный американский самолет, к проекту которого может присоединится Япония, будет опционально пилотируемым и способным совершать полеты на гиперзвуковой скорости.
Сборка первого японского прототипа истребителя пятого поколения - Shinshin - началась в марте 2011 года. В Shinshin будут реализованы несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму, радиопоглощающие материалы и композиты. Истребитель получит многорежимный радар с активной фазированной антенной решеткой, оптико-волоконную систему дистанционного управления с многократным дублированием каналов, системы радиоэлектронной борьбы и противодействия и единую систему обмена информацией.
На этом самолете будут установлены двигатели со всеракурсным управляемым вектором тяги. TRDI также планировал реализовать на Shinshin технологию самовосстановления управления полетом SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability). Ее суть заключается в том, что бортовой компьютер сможет определять полученные повреждения различных аэродинамических элементов конструкции самолета и корректировать работу оставшихся целыми элементов так, чтобы полностью восстановить управляемость самолетом.