Государству практически не удается сэкономить на закупках дороже одного миллиарда рублей, так как они проводятся крайне неэффективно. Как пишет газета "РБК daily", соответствующее исследование провела Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ).
Узнайте больше в полной версии ➞НАИЗ исследовала 221 государственный тендер на общую сумму в 586 миллиардов рублей. Закупки были размещены в апреле-сентябре 2012 года. Тендеры проводились в основном в форме аукционов в электронной форме и конкурсов.
По подсчетам ассоциации, 57 процентов контрактов были заключены с единственным поставщиком. В результате среднее снижение цены (фактически, экономия средств для бюджета) составило 0,75 процента. При этом в среднем по России конкурентные процедуры позволяют снизить начальную цену контракта на 9,41 процента.
По словам Гендиректора НАИЗ, председателя совета директоров "Фабриканта.ру" Сергея Габестро, эти цифры позволяют предположить, что единственные поставщики с самого начала не рассчитывают на конкуренцию и процедура торгов является "чистой формальностью". Кроме того, в НАИЗ обратили внимание, что многие тендеры "заточены" под конкретного поставщика.
В исследовании приводятся примеры. Так, Министерство промышленности и энергетики Чечни провело тендер на разработку проектной документации, эскиза завода и инженерно-геологических изысканий. Работы должны быть выполнены до 31 декабря текущего года, а срок подведения итогов торгов был назначен на 5 ноября. В НАИЗ отмечают, что подать предложение на этот тендер может только компания, которая заранее знала о нем.
В марте 2012 года НАИЗ уже проводила исследование, которое показало, что около половины государственных закупок стоимостью более миллиарда рублей в России не являются конкурентными. Отмечалось, что госзаказчики создают преимущества для участия в торгах тем или иным компаниям, что является прямым нарушением законодательства о защите конкуренции.
Идею о мониторинге контрактов стоимостью выше миллиарда рублей высказал тогда еще премьер-министр России Владимир Путин в своей предвыборной статье "О наших экономических задачах", опубликованной в газете "Ведомости" в начале 2012 года. В настоящее время "сверхдорогие" гостендеры должны проходить общественное обсуждение. В октябре сообщалось, что в среднем на них приходит 0 отзывов, а российский бизнес и общество не проявляют интереса к обсуждению таких контрактов.