Сотрудник Пенсильванского университета Блэр Хеджес (Blair Hedges) на основе анализа оттисков, выполненных в технике гравировки по дереву, проследил за динамикой ареалов жуков-точильщиков в течение последних 500 лет. Работа энтомолога опубликована в журнале Biology Letters, а ее краткое содержание приводит ScienceNow.
Узнайте больше в полной версии ➞В основе метода лежит наблюдение Хеджеса о том, что большинство оттисков, выполненных в технике гравировки по дереву (ксилографии), несут мелкие белые пятна. Эти дефекты появляются на отпечатках из-за того, что древесина, используемая для гравировки, часто пронизана ходами личинок жуков-точильщиков. По словам ученого, изучив форму и размер таких пятен, можно установить, какой из двух основных видов точильщиков жил в древесине, на которую была нанесена гравировка.
В ходе работы Хеджес изучил около полутысячи оттисков, созданных с 1462 по 1899 год. Ученый определил размеры и форму более трех тысяч белых пятен, присутствующих на этих изображениях. Более крупные и вытянутые дефекты возникали в результате порчи древесины средиземноморским точильщиком Oligomerus ptilinoides, более мелкие и ровные - обыкновенным мебельным точильщиком Anobium punctatum. Поскольку обычно оттиски несут надписи о времени и месте изготовления, энтомолог смог получить информацию об ареалах обитания двух видов и сравнить ее с современными данными.
Оказалось, что до начала XX века ареалы точильщиков были строго разграничены вдоль линии, проходящей с запада на восток вдоль центральной Европы. В южной части обитал средиземноморский точильщик, на севере - его более мелкий родственник. Начиная с XX века ареалы насекомых стали сильно перекрываться. Это, по словам исследователя, вызвано переносом насекомых человеком и отражает возросшую скорость транспорта в Европе.
Интересно, что методика Хеджеса может быть использована и для решения обратной задачи - приблизительного определения места создания произведения искусства на основе анализа его дефектов.
Ксилография - один из самых старых методов печати изображений. Она подразумевает удаление при помощи специальных резцов с доски всех областей, которые на оттиске должны иметь белый цвет. Помимо ксилографии, в истории искусства получили распространение более поздние родственные методы - механическая гравировка на меди и офорт - гравировка на меди при помощи травления кислотой.