Ставка налога с продаж должна составлять 43-55 процентов, чтобы компенсировать налог на добавленную стоимость. Как пишет в номере от 25 декабря газета "Ведомости", к такому выводу пришли в Институте экономической политики имени Гайдара.
Узнайте больше в полной версии ➞В презентации института отмечается, что такая высокая ставка необходима в связи с низкой собираемостью упомянутого налога, которую он демонстрировал в 1998-2003 годах, когда функционировал в России. Если не учитывать его низкую собираемость, то ставка налога должна составлять 22,5 процента.
В начале декабря премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил вернуться к дискуссии о том, нужен ли в стране налог с продаж. Планируется ли заменить налогом с продаж НДС или два сбора должны взиматься параллельно, глава правительства не уточнил.
Мнения экспертов по поводу необходимости налога с продаж разделились. Министерство финансов, считающееся главным противником этого налога, утверждает, что для компенсации одного процента НДС потребуется пять процентов НСП. Сторонники налога с продаж отмечают, что его легче администрировать, и что он позволит перераспределить часть налогов в регионы.
В презентации Института Гайдара говорится, что "механический" переход от НДС к НСП нерационален, а выпадающие доходы бюджета придется компенсировать за счет других налогов. Одновременное применение двух сборов нелогично, так как издержки на их суммарное администрирование превзойдут рост доходов. В институте отмечают, что в последнее время число приверженцев налога на добавленную стоимость среди государств растет. В конце 2011 года НДС применяли 156 стран, в том числе почти все развитые. НСП взимался только в 29 государствах, а из развитых только в США.
Кроме того, в институте обращают внимание на еще несколько негативных последствий замены: в небольшие торговые точки придется вернуть кассовую технику, вырастет нагрузка на малый бизнес, который сейчас не платит НДС, а издержки по администрированию сбора будет нести государство вместо бизнеса. Кроме того, 50 процентов розничной торговли в России приходится на 10 регионов (в том числе Москву и Санкт-Петербург), поэтому реформа не позволит децентрализовать налоговые полномочия. Чтобы перенести доходы в регионы, проще перераспределить налог на добавленную стоимость, считают в Институте Гайдара.