Архитектура нор оказалась закодирована в геноме хомячков

Пенный слепок норы хомячка.

Ученые обнаружили механизм, при помощи которого в геноме хомячков кодируется их поведение по строительству нор. Работа опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание можно прочитать на сайте ScienceNow.

Авторы изучили различие в архитектуре нор, которые роют близкородственные американские хомячки Peromyscus polionotus и Peromyscus maniculatus. Для этого ученые заливали обнаруженные в естественной среде норы монтажной пеной и выкапывали полученные слепки. Береговые хомячки P. polionotus оказались существенно искусней своих родственников — их норы были длиннее и имели запасной выход.

После того, как ученые убедились, что строение нор, которые хомячки делали в лабораторных боксах соответствует тому, что грызуны роют в природе, исследователи принялись за генетический анализ.

Авторы скрестили два вида друг с другом и обнаружили доминантность сложного поведения: все гибридное потомство в первом поколении рыло длинные норы. Последующий генетический анализ показал, что участки генома, определяющие длину нор, расположены на 1, 2 и 20 хромосоме, а зона, ответственная за создание запасного выхода, находится на хромосоме 5. Речь пока не идет о конкретных генах, так как в обнаруженных локусах их может быть несколько.

Эксперты, опрошенные Science, не скрывают своего восхищения результатами работы. «То, что строительство нор может сводиться к трем и еще одному участкам генома — просто поразительно» — прокомментировала статью нейробиолог из Рокфеллеровского университета, Кори Бэргман (Cori Bargmann).

Ученым всегда было известно, что поведение млекопитающих во многом определяется их наследственностью и не зависит от внешней среды (хоть и в меньшей степени, чем других животных). Однако, установить причинно-следственную связь между генами и этим «расширенным фенотипом» обычно очень трудно, так как таких генов обычно чрезвычайно много и механизмы их работы не ясны.

Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте