Министерство юстиции отказалось признать чувашскую правозащитную организацию «Щит и меч» иностранным агентом по закону об НКО, сообщил «Ленте.ру» глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. По словам Чикова, причины отказа в министерстве не объяснили.
Узнайте больше в полной версии ➞«Щит и меч» первой из российских НКО подала заявку на регистрацию в качестве иностранного агента, чтобы проверить, как будет применяться закон об НКО, вступивший в силу в ноябре 2012 года. Заявка была подана в связи с тем, что «Щит и меч» — партнерская организация «Агоры», которая, в свою очередь, получает финансирование от международного фонда Interviews.
Ранее организация «Агора» самостоятельно пыталась выяснить у Минюста, как будет применяться новый закон, однако в министерстве дать пояснения отказались. После этого «Агора» подала на Минюст в суд за бездействие.
В соответствии с законом об НКО организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов. Тем не менее с момента вступления закона в силу в соответствующий реестр, который должен составлять Минюст, не было внесено ни одной организации. Таким образом, применять закон об НКО пока не к кому.
Несколько дней назад министр юстиции Александр Коновалов, выступая в Госдуме, выступил в поддержку НКО, заявив, что закон об иностранных агентах противоречит духу российского законодательства об НКО. Министр добавил, что закон не является репрессивным (каким его воспринимают правозащитники).
Еще до принятия закона об иностранных агентах многие крупные российские НКО, такие как Transparency International, Московская Хельсинкская группа и «Мемориал», объявили о том, что намерены его бойкотировать.
С 1 января 2013 года в России вступил в силу еще один закон, накладывающий ограничение на деятельность НКО, занимающихся политикой и финансируемых из-за рубежа, в частности — из США. Этот закон, который в СМИ называют «антимагнитским» или «законом Димы Яковлева» более известен другой своей частью, запрещающей американцам усыновлять российских детей.