Блогер Рустем Адагамов обвинил информагентства в искажении слов Юрия Башмета по поводу «антимагнитского закона» и извинился перед альтистом за свою критику. В своем блоге 25 января он опубликовал аудиозапись с пресс-конференции Башмета с полной цитатой про закон.
Узнайте больше в полной версии ➞На пресс-конференции, состоявшейся 19 января, Юрий Башмет отвечал, в частности, на вопрос журналистов про закон, запрещающий гражданам США усыновлять российских детей. Башмет заявил, что ему не нравится, что «антимагнитский» акт в итоге коснулся детей. При этом Башмет раскритиковал организации, которые зарабатывают на усыновлении: «Но это же не так, что больной ребенок, без родителей, где-то в интернете нашел какой-то американский телефон и стал обзванивать и спрашивать: ’Скажите, пожалуйста, вот я больной, и мне здесь не помогают у меня на родине. Вы не могли бы меня приютить, сделать операцию, вылечить?’ <...> Понятно, что есть организации, для которых это коммерция». Закончил Юрий Башмет так: «Другая сторона, гораздо более серьезная: если мы не можем помочь нашим детям, то почему нужно запрещать им уехать в Америку и там вылечиться?».
При этом Башмет отметил, что хотя ему «категорически не нравятся язык и действия оппозиционных движений, сам факт их существования — это очень хорошо». На его взгляд, появление в тексте закона пункта об «усилении внимания к детскому вопросу» — результат того, что власти прислушиваются к критике оппозиции.
В версии, разошедшейся по СМИ, Юрий Башмет говорил, что если бы дети звонили в американские семьи сами, «это было бы одно дело», и критиковал посредников, зарабатывающих на усыновлении. Вместо недоумения Башмета по поводу запрета на усыновление детей американцами в сообщении шли слова музыканта о Путине: «Я сам не считаю Америку своим главным начальником, и вот за это я и обожаю Путина, что он умеет сказать: ’Мы не Америка, мы Россия, и нам не нужны американские начальники’».
Первым в такой формулировке заявление Башмета опубликовало агентство «Интерфакс», позднее тот же текст был перепечатан в блоге «Дерьмометр» на сайте «Грани.ру». Слова вызвали большой резонанс: многие общественные деятели раскритиковали Башмета за такое отношение к закону, который также называют «антисиротским», и за «обожание» Путина. Так, бард Сергей Никитин, ссылаясь на слова Башмета в «Гранях», сообщил, что не будет участвовать в его юбилейном вечере. В числе критиков Башмета был и Рустем Адагамов, который заявил, что Башмет, «наверное, очень хороший музыкант, но не очень хороший человек».
Как отметил Адагамов, скандал вокруг слов Башмета возник именно потому, что «редактор информационного агентства» практически полностью «переврал» интервью музыканта, «поставив и газеты, и блогеров, и онлайн-издания в то положение, когда мы должны оправдываться». При этом Адагамов не указал название агентства. Блогер добавил, что это ставит вопрос «о степени доверия информации, которую мы получаем от российских информационных агентств» и «вполне себе нейтральных источников». Адагамов принес извинения Юрию Башмету и скрыл свой предыдущий пост о музыканте (копию текста можно найти в кэше «Яндекса»).
Стоит отметить, что первой текст полного заявления Башмета опубликовала газета «Известия» днем 22 января. Издание заметило, что бард Сергей Никитин прочел слова Башмета «в слегка неточной расшифровке журналистов». Там же было опубликовано интервью с Башметом, в котором он еще раз заявил, что «детей в это вообще нельзя было вмешивать», добавив, при этом, что «другая страна не должна лезть в наши внутренние дела». Обвинения в свой адрес Башмет назвал «мелкими спекуляциями».
24 января альтист и дирижер Юрий Башмет отпраздновал свой 60-летний юбилей в концертном зале имени Чайковского. В честь юбилея Владимир Путин вручил музыканту орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В ночь на 25 января в блогах появились фотографии полупустого зала на юбилее Башмета. Журналист «Эха Москвы» Андрей Ходорченков написал в связи с этим: «Триумф народного артиста Башмета. Играть юбилейный концерт на главной концертной площадке страны при полупустом чиновничьем зале. Есть справедливость, все же».