Индекс потребительских настроений EPSI относительно улучшения экономики России в 2013 году упал по итогам четвертого квартала прошлого года на 13,1 процента до 29,4 балла. Об этом говорится в официальном пресс-релизе EPSI RUS, подразделения международной исследовательской компании EPSI Research Services.
Узнайте больше в полной версии ➞Согласно общеевропейским стандартам, оценка в диапазоне от нуля до 30 баллов свидетельствует о низкой уверенности потребителей в развитии экономики. В то же время уверенность россиян в росте собственного экономического благополучия в течение ближайшего года повысилась в четвертом квартале на 4,4 процента до 52,3 балла. Как указывают в EPSI RUS, аналогичная ситуация наблюдалась в России в конце 2008 года, перед кризисом. Подобные данные по низкой уверенности потребителей также фиксировались перед кризисными ситуациями в Латвии, Литве, Эстонии, Чехии и Испании.
Меньше всего верят в рост экономики России участники опроса в возрасте от 30 до 39 лет - то есть наиболее трудоспособное население. Снижение индекса уверенности в этой группе стало максимальным за квартал - на 24,7 процента до 25,5 балла. Для сравнения, индекс уверенности в группе старше 50 лет снизился на 11,9 процента до 28,2 балла.
Индексы EPSI рассчитываются на основе оценок респондентов, где один балл соответствует оценке «Точно не улучшится», а десять баллов — «Точно улучшится». При анализе оценки переводятся в стобалльные индексы. Выборка для опроса была сформирована случайным образом из жителей России в возрасте 18-65 лет. Всего в анализе были учтены оценки около 1900 респондентов.
Индекс потребительских настроений рассчитывается специалистами EPSI для России, Чехии, государств Прибалтики и Скандинавии. По итогам прошлого года жители Норвегии продемонстрировали самый сильный рост уверенности в своей экономике - соответствующий индекс вырос на 7,6 процента к 2011 году до 40,2 балла. Для сравнения, за весь год в России индекс уверенности упал на восемь процентов.