Майк Халтон, наследник видного еврейского арт-дилера Альфреда Флехтхайма, сбежавшего из нацистской Германии, потребовал у земли Северный Рейн — Вестфалия вернуть работы Пауля Клее и Хуана Гриса, изъятые у коллекционера во время преследования евреев в период правления Адольфа Гитлера. Об этом сообщает агентство Bloomberg.
Узнайте больше в полной версии ➞Альфред Флехтхайм был одним из главных собирателей модернистского искусства в Германии до прихода к власти нацистов, объявивших его «дегенеративным» (нем. «entartete Kunst»). Коллекции Флехтхайма включали работы Пабло Пикассо, Георга Гросса, Макса Бекманна, а также французских кубистов. Он бежал во Францию в 1933 году, и в письме Гроссу из Парижа сообщал, что остался беден, как церковная мышь. Коллекционер умер в 1937 году от заражения крови, напоровшись на ржавый гвоздь.
Халтон, внучатый племянник Флехтхайма, потребовал вернуть ему работу знаменитого немецкого модерниста Клее «Перистое растение» (1919) и «Натюрморт (скрипка и чернильница)» (1913) Хуана Гриса, испанского художника, которые с 1990-х годов находятся в Дюссельдорфе. По словам наследника, согласно проведенному исследованию, коллекционер был вынужден продать эти картины по заниженным ценам, бежав из Рейха. Музей «Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия» (Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen) оспаривает обвинения, полагая, что для решения этого вопроса потребуется более тщательное расследование.
По мнению адвоката Халтона, Маркуса Штёцля, специализирующегося на реституционных спорах в области искусства, стоимость картин достигает нескольких миллионов евро.
«У меня нет ни малейшего сомнения, что дядя Альфред продал Гриса и Клее за гроши в виде вынужденной меры, убегая от нацистов, — заявил Халтон. — Мы взываем о запоздалой справедливости. Я и моя пожилая мачеха Пенни очень расстроены и озадачены реакцией музея Дюссельдорфа, но надеемся, что эта эмоционально тяжелая для нас ситуация вскоре разрешится».
Халтон утверждает, что картины были куплены консорциумом Флехтхайма в 1921 году, и были частью его частной коллекции, а впоследствии проданы в Лондоне. В качестве доказательства он приводит фотографии интерьера дома Флехтхайма, на которых видны работы Клее и Гриса. Также картина была выставлена в Цюрихе в 1933 году. Представитель «Собрания» Аннетт Крушински согласна, что Флехтхайма преследовали, однако сомневается в том, что в Лондоне картины были проданы ниже рыночной стоимости.
Уве Хартманн, директор государственного Бюро по исследованию провенанса (Arbeitsstelle für Provenienzforschung) полагает, что эта ситуация ставит вопрос о том, насколько адекватны частные расследования, и насколько стоит доверять историческим источникам. «Музеи не должны одни принимать такие решения, — сказал Хартманн. — В спорных случаях этим должно заниматься правительство. Понятно, что музеи должны проводить реституцию только в очевидных случаях. Также понятно и то, что мы не должны ждать, пока сменится очередное поколение наследников».
Для Халтона это уже не первый случай возвращения картин из собрания Флехтхайма. В апреле Художественный музей в Бонне (Kunstmuseum Bonn) разрешил реституционный спор с наследником по поводу работы «Маяк с вращающимся лучом» немецкого экспрессиониста Пауля Адольфа Зеехауса. Точно восстановить провенанс картины тогда также не удалось. Известно лишь, что в 1932 году Флехтхайм предоставил ее на выставку в Берлине и после его эмиграции «Маяк» оказался среди среди тех, что изъял Алекс Вёмель, управляющий его дюссельдорфской галереей и член НСДАП. Чтобы оставить у себя картину, музей, купивший ее на аукционе в 1949 году, выплатил половину ее рыночной стоимости наследнику довоенного владельца.