В лондонском музее сэра Джона Соуна открылась выставка Джованни Баттисты Пиранези. На ней представлены 17 редких рисунков итальянского художника и архитектора, изображающих античные храмы Пестума. Об этом сообщает The Guardian.
Узнайте больше в полной версии ➞Пиранези, который посвятил 25 лет созданию гравюр-офортов с видами античных зданий, выполнил эти пейзажи незадолго до смерти в 1778 году. Руины трех величественных храмов изображены в типичной для итальянского графика эмоциональной, экспрессивной манере: вокруг них кипит современная ему жизнь, трещины кладки прорастают деревьями, но сами колоннады строений на рисунках изображены угрюмыми, темными от времени, они, как написал корреспондент газеты «будто гордо и мрачно шествуют куда-то вдаль». Контраст вечности многовековых строений и сиюминутных забот сельских жителей, спешащих по делам, создает особый драматический эффект.
Пестум (Paestum), также известный под греческим именем Посидония (Ποσειδωνία) — античная колония греков неподалеку от современного Салерно, основанная в VI веке до нашей эры. После строительного бума первых лет поселение из-за невыгодных географических условий практически не развивалось ни при греках, ни при сменивших их римлянах, ни при других хозяевах Апеннинского полуострова (готы, лангобарды, византийские оккупанты, франки). В IX веке во время арабского вторжения в Италию Пестум был разорен и окончательно заброшен. Именно поэтому три дорических храма греческих времен сохранились так хорошо.
Из 17 рисунков, представленных в экспозиции, 15 принадлежат собранию музея сэра Джона Соуна, еще два были взяты напрокат у голландского Государственного музея (Rijksmuseum, Амстердама) и Национальной библиотеки Франции (Париж) Рисунки, никогда не выставлявшиеся вместе, были эскизами для серии офортов «Différentes Vues de Pesto» («Виды Пестума»), напечатанной после смерти Пиранези.
По словам куратора музея Ежи Керкуц-Белински, примечательность выставки в том, что Пиранези был крайне щепетилен в отношении секретов своей студийной работы и оставил после себя чрезвычайно мало черновых рисунков. «Пиранези хотел, чтобы его работы воспринимались зрителями как идеальный продукт секундного, но крайне глубокого вдохновения» — пояснил он. В качестве подтверждения своих слов куратор привел в пример две работы, подаренных Пиранези шотландскому архитектору Роберту Адаму — на этих чистовых рисунках нет и намека на помарку или исправление.
Представленные на выставке рисунки отличаются от этих двух. По ним можно проследить логику мысли Пиранези и отметить особенности его техники: карандашные наброски обводились углем, а потом растушевывались чернилами, а некоторые детали нарисованы пером.
Выставка продлится до 18 мая 2013 года.