Швейцарская прокуратура получит разрешение на использование шпионского программного обеспечения для расследования особо тяжких преступлений, передает Schweizer Radio und Fernsehen. Наделить прокуратуру новыми полномочиями собирается правительство страны, которое передало соответствующий законопроект в парламент. «Государство не может себе позволить оставить преступникам определенные каналы связи», – пояснила министр юстиции Cимонетта Cоммаруга (Simonetta Sommaruga).
Узнайте больше в полной версии ➞Чтобы прослушивать разговоры предполагаемых нарушителей, прокуроры получат право использовать так называемое «правительственное ПО» («Government Software»). Эта программа устанавливается на компьютер незаметно для его пользователя и позволяет отслеживать всю его работу. При этом пользователь об этом не знает, что роднит «правительственное ПО» с хакерскими программами.
На данный момент суды и так допускают использование шпионского ПО для сбора доказательств по особо тяжким преступлениям. Однако с юридической точки зрения эта практика остается спорной, поэтому власти стараются использовать ее как можно реже. В частности, до конца 2010 года «правительственное ПО» внедрялось четыре раза, и с тех пор больше не было зафиксировано ни одного такого случая.
Оппозиция опасается, что власти начнут злоупотреблять своими полномочиями, как только получат официальное разрешение на использование шпионского ПО. Однако правительство заверяет в ответ, что его нельзя будет применять превентивно, а только в рамках расследования уголовного дела с санкции суда.
Аналогичную шпионскую программу использует немецкая полиция. В Германии она получила название «бундестроян». Осенью 2011 года хакеры смогли взломать эту программу, и заявили, что она предоставляет властям более широкие полномочия, нежели допускается законом. В частности, по закону разрешена только слежка за переговорами подозреваемых, которые ведутся через компьютер. Между тем с помощью «бундестрояна» прокуроры могут скачивать с зараженных компьютеров любые данные, загружать туда файлы, а также включать веб-камеру и микрофон. Однако никаких законодательных ограничений за этими разоблачениями в Германии не последовало.