В январе и феврале 2013 года продажи водки в российских регионах упали на 20-25 процентов, а в Москве — на 12 процентов. Об этом пишет «РБК daily» со ссылкой на нескольких участников розничного рынка. Они связывают снижение потребления водки с повышением минимальной розничной цены крепкого напитка и ростом акцизов.
Узнайте больше в полной версии ➞В Союзе независимых сетей России (объединяет региональных ритейлеров) изданию заявили, что потребители низкого ценового сегмента активно переходят на нелегальный алкоголь и спиртосодержащие жидкости. Кроме того, в приграничных регионах они начали покупать контрабандный алкоголь. Так, в Калининграде водка стоит дороже, чем в Польше и Литве, а контрабандная водка из Казахстана, которую можно купить в южных регионах, стоит 70 рублей.
Меньшее падение продаж водки в Москве участники рынка объяснили тем, что в столице нет традиции самогоноварения и труднее купить контрафактный алкоголь. В то же время, в некоторых крупных розничных сетях, в частности, в X5 Retail Group и «Дикси», не заметили падения спроса на водку.
По итогам первых двух месяцев 2013 года в России упало и производство водки. По данным Росстата, выпуск напитка снизился по сравнению с прошлым годом на 30,3 процента. Производство сократили большинство компаний, а некоторые заводы были вынуждены временно закрыться. Снижение выпуска связывают с ростом акцизов.
С 1 января 2013 года минимальную розничную цену водки в России подняли до 170 рублей за 0,5 литра. До этого показатель составлял 125 рублей. Кроме того, чиновники запретили продавать коньяк дешевле 280 рублей, а бренди — дешевле 250 рублей.
С 2013 года власти также резко повысили акцизы на крепкий алкоголь. Акцизы для этой категории напитков выросли на 25 процентов — с 300 до 400 рублей за литр этилового спирта. В середине октября в Центре разработки национальной алкогольной политики заявили, что к 2020 году цена на пол-литра водки может составить тысячу рублей.
Власти последовательно повышают акцизы и минимальные розничные цены на крепкий алкоголь, чтобы снизить его потребление. Увеличение минимальных розничных цен также должно сократить объемы продаж нелегального алкоголя в розничных магазинах.