Во вторник, 2 апреля, в Верховном суде Киргизии были избиты адвокаты этнического узбека Шамшидина Ниязалиева, проходящего по делу о межэтнических столкновениях 2010 года. Об этом сообщает «Фергана».
Узнайте больше в полной версии ➞По информации агентства, на юристов Татьяну Томину и Улугбека Усманова напали представители «потерпевшей стороны» (на заседании их было несколько десятков). Сначала они оскорбляли Томину, а затем несколько женщин набросились на нее, стали бить и вырывать документы. От побоев со стороны «потерпевших» пострадал и Усманов. При этом судьи, как отмечает агентство, просто наблюдали за произошедшим, не предпринимая никаких действий.
Через несколько минут в зале появились сотрудники службы безопасности, которые попытались прекратить потасовку. В итоге толпу все-таки выдворили из зала заседаний, правда и за его пределами, как сообщается, «она продолжала буйствовать».
Шамшидин Ниязалиев, дело которого рассматривается в ВС, является уроженцем Сузакского района Джалалабадской области (в этом районе значительную часть населения составляет узбекская община), при этом он имеет российское гражданство. После межэтнических столкновений, произошедших на юге Киргизии в июне 2010 года, его обвинили в причастности к одному из эпизодов: убийствам возле хлопкоочистительного завода «Санпа» (в ходе июньских событий преступники устроили там засаду, останавливая проезжавшие машины и обстреливая находившихся внутри людей).
Осенью 2012 года Ниязалиев был признан виновным в причастности к беспорядкам и убийствам, его приговорили к пожизненному заключению (при этом адвокаты осужденного настаивали на том, что в ходе июньских событий 2010 года он вообще находился за пределами Киргизии, а большинство свидетелей на суде не смогли его опознать). Однако позднее суд второй инстанции его оправдал. «Потерпевшая сторона» (потерпевшими на судебных процессах такого рода считаются, в частности, родственники погибших) обжаловала это решение. Теперь делом занялся Верховный суд.
Беспорядки на юге Киргизии, в которые оказались вовлечены представители киргизской и узбекской общин, последовали за состоявшейся в республике «революцией» 2010 года. Волнения охватили населенные пункты Ошской и Джалалабадской областей. Прежде, чем властям удалось взять ситуацию под контроль, были убиты несколько сотен человек, разрушены и сожжены тысячи домов. Вину за эти события власти Киргизии позднее возложили на лидеров местной узбекской общины, а также сторонников свергнутого президента Курманбека Бакиева и международных террористов.
Комментируя ход расследования июньских событий, правозащитники неоднократно отмечали, что оно ведется с «узбекским уклоном» (то есть именно среди узбеков силовики прежде всего ищут виновных, хотя узбекская диаспора в наибольшей степени пострадала от погромов). При этом в судах, где рассматривались дела узбеков, «потерпевшие» нередко нападали на подсудимых и адвокатов. Это происходило при попустительстве судей и государственных обвинителей. Осенью 2010 года несколько десятков адвокатов, представлявших интересы этнических узбеков, даже заявили, что вынуждены отказаться от участия в судебных процессах по соображениям безопасности.