Французские физики предложили теоретическое обоснование сужения кильватерного следа кораблей на большой скорости. Исследование группы ученых опубликовано в Physical Review Letters. Препринт статьи доступен на сайте arXiv.org, ее обзор представляет ScienceNow.
Узнайте больше в полной версии ➞Угол расхождения волн за кормой судна, по мнению авторов исследования, уменьшается после преодоления кораблем определенного скоростного предела. Этот предел находится в обратной зависимости от длины корпуса судна. Свою теорию ученые подкрепляют многочисленными эмпирическими измерениями.
Анализ спутниковых снимков движущихся кораблей и измерение их кильватерного следа позволили авторам сделать вывод, что на высоких скоростях суда не могут создавать волны, длина которых превышает длину их корпуса. Этот эффект физики сравнивают в своей работе с преодолением самолетами звукового барьера.
Новая теория, предполагают исследователи, должна прийти на смену постулату Уильяма Томпсона, известного также как лорд Кельвин. В конце XIX века он по результатам многочисленных наблюдений установил, что угол расхождения волн в кильватере является постоянным и равен 19,47 градусам относительно продольной оси судна. Такой эффект лорд Кельвин объяснял интерференцией длинных волн, образуемых носом корабля, и коротких, создаваемых на корме.
Работу французских ученых критически оценил их коллега из Массачусетского технологического института Юймин Лю (Yuming Liu). «Выкладки очень простые, но таких предположений делать нельзя», — заявил он, добавив, что результаты исследования необходимо подкрепить физическим моделированием распространения волн в воде.
Моделирование волновых процессов в океане является важной задачей для развития судоходства. Так, в 2009 году ученые впервые смоделировали захват воздуха океанской волной.