Вторая мировая война привела к увеличению религиозности. Среди вернувшихся с фронта оказалось меньше атеистов, причем максимальный процент верующих социологи обнаружили среди доживших до наших дней участников сражений, в то время как для служивших в тылу эффект менее отчетлив. Подробности со ссылкой на принятую к публикации в журнале Journal of Religion and Health статью приводит сайт Корнельского университета.
Узнайте больше в полной версии ➞Ученые опросили 1123 ветеранов Второй мировой войны и обнаружили, что даже сейчас доля религиозных людей среди них заметно выше, чем среди невоевавших сверстников. Те, кто участвовал в наиболее тяжелых боях, сейчас посещают церковь на 21% чаще тех, у кого не было боевого опыта, однако одно лишь участие в сражениях не определяет религиозность в полной мере.
Второй выявленный исследованием фактор — восприятие военного периода своей жизни ветераном. Те, кто в целом оценивают его положительно, менее религиозны чем те, у кого война связана исключительно с негативными воспоминаниями. Кроме того, на основе анализа рассказов ветеранов было определено то, что в наиболее опасные моменты процент молящихся увеличивался с 42 до 72 процентов. Оба результата хорошо согласуются с целым рядом прошлых исследовательских работ, посвященных анализу религиозных взглядов.
Так, в 2012 году землетрясение на Южном острове в Новой Зеландии увеличило число людей, обратившихся к христианству, в то время как в целом по стране за последние годы относительная доля верующих неуклонно снижается. Еще ранее, в 2009 году, другая группа исследователей показала, что в более бедных и неблагополучных странах больше доля активных прихожан храмов, причем эта закономерность верна не только для христианства, но и других мировых религий.
По словам авторов нового открытия, их исследование может иметь практическое приложение в психотерапии. «Участие в жизни религиозной общины, — говорится в сообщении университета, — может помочь справиться с последствиями пребывания на фронте. Но то, что в окопах не бывает атеистов, все-таки говорит не против атеистов, а против окопов».