Великобритания подтвердила использование химического оружия в Сирии. Такие выводы были сделаны в результате лабораторных исследований образцов, взятых в зоне конфликта, сообщает 5 июня со ссылкой на заявление министерства иностранных дел Великобритании The Independent.
Узнайте больше в полной версии ➞В «физиологических образцах» (которыми может являться кровь или моча пострадавших от отравления) были обнаружены следы смертоносного нервно-паралитического газа зарин, отмечает The Guardian. Тем не менее, в британском МИДе воздержались от заявлений о том, кто именно применял зарин — правительственные войска или повстанцы. Не уточнили власти также того, когда и где были взяты пробы.
Накануне, 4 июня, аналогичное заявление о применении зарина в Сирии сделал глава французского МИДа Лоран Фабиус. Однако он в интервью уточнил, что «нет сомнений» в том, что химическое оружие использовало сирийское правительство или его сторонники.
Кроме того, анализировали образцы, взятые у жертв конфликта, и в Турции, где также подтвердили применение зарина.
Великобритания и Франция сделали свои заявления вскоре после публикации отчета ООН, в котором говорилось, что химическое оружие применяли обе стороны сирийского конфликта. В нем утверждалось, что есть «разумные основания» полагать, что ядовитые газы использовались в марте и апреле четыре раза. В то же время, определить, кто стоял за каждым из этих случаев, не представлялось возможным.
Вопрос о доказательствах применения химического оружия в Сирии правительственными войсками является достаточно важным для западных стран. Так, высказывались предположения, что такого рода действия могут оправдывать необходимость продажи повстанцам оружия. С тех пор, как Евросоюз в конце мая не стал продлевать эмбарго на продажу оружия в Сирию, такое право у стран, входящих в союз, есть, однако они не спешат им воспользоваться. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявлял, что сначала нужно попробовать разрешить конфликт политическим путем.
Президент США Барак Обама в августе 2012 года заявлял, что масштабное применение химического оружия правительством Сирии может стать «красной чертой», вслед за которой последует военная интервенция. В апреле 2013 года он несколько смягчил свою риторику, призывая к тщательному расследованию случаев отравлений и обещая, что доказательства применения химоружия могут стать тем, что «изменит правила игры».
В ходе конфликта сторонников и противников сирийского президента Башара Асада, который начался весной 2011 года, погибли уже более 80 тысяч человек. Также 1,5 миллиона сирийцев бежали от гражданской войны в соседние страны.