Россия
07:48, 13 июня 2013

НКО научились обходить закон об «иностранных агентах»

Глава правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов
Фото: Юлия Климова / РИА Новости

Российские некоммерческие организации нашли способы обходить закон об «иностранных агентах». Как пишет 13 июня «Коммерсантъ», об этом газете рассказал на условиях анонимности руководитель одной из НКО.

Узнайте больше в полной версии ➞

Один из возможных способов избежать попадания в реестр «иностранных агентов» заключается в регистрации коммерческой организации, зачислении в ее штат сотрудников НКО и законном получении через нее грантов из-за рубежа. По словам собеседника газеты, в настоящий момент таким образом в России работают около пятнадцати НКО.

Другим возможным вариантом, пишет «Ъ», может быть регистрация фонда, который, получая финансирование из-за рубежа, сам объявляется иностранным агентом, однако может распределять средства между другими организациями. Ранее, 10 июня, в докладе Комитета гражданских инициатив, посвященном ситуации с давлением на российские НКО, отмечалось, что некоторые некоммерческие организации «перерегистрируются в сопредельных государствах».

Массовые внеплановые проверки в сотнях НКО по всей стране начались в марте 2013 года. В результате прокуратура усмотрела «политические» черты в работе как организаций, занимающихся правозащитной деятельностью, так и проводящими социологические опросы и занимающиеся научными исследованиями. Широкий резонанс вызвали предупреждения, вынесенные прокуратурой подмосковной НКО «Помощь больным муковисцидозом», дальневосточному заповеднику по охране журавлей и объединению саамов.

Так называемый закон об «иностранных агентах» был принят в ноябре 2012 года. Согласно закону, «иностранным агентом» является любая некоммерческая организация, получающая финансирование из-за рубежа и занимающаяся «политической деятельностью». Для организаций, отвечающих этим требованиям, была усложнена отчетность, а также введена система обязательной маркировки. Между тем правозащитники и аналитики неоднократно подчеркивали, что понятие «политической деятельности» в законе сформулировано крайне размыто и под такое определение может попасть любая активная НКО. С момента вступления закона в силу в качестве «иностранного агента» не зарегистрировалась ни одна организация.

< Назад в рубрику