Группа исследователей из Университета Рочестера под руководством Андрея Селуянова обнаружила, что уникальная устойчивость голых землекопов к раку объясняется, по крайней мере частично, увеличенной длиной гиалуроновой кислоты во внеклеточном матриксе. Работа биологов опубликована в журнале Nature, кратко о ней пишет Nature News.
Узнайте больше в полной версии ➞По словам Селуянова, совершить открытие удалось практически случайно: то, что гиалуроновая кислота у голых землекопов имеет необычно большую длину, исследователи заметили из-за повышенной вязкости культуральной жидкости, в которой выращивались клетки. Жидкость была настолько вязкой, что периодически забивала трубы в лаборатории.
Когда ученые решили разобраться с природой такой вязкости, оказалось, что молекулы гиалуроновой кислоты голых землекопов более чем в пять раз длиннее соответствующих молекул мышей. Это, в свою очередь, оказалось связано с особой последовательностью фермента, производящего внеклеточный полимер (HAS2), и пониженной активностью ферментов, его разрушающих. Когда ученые выключали HAS2 в клетках землекопа и трансплантировали их в организм мыши, такие клетки начинали образовывать опухоли. Точно так же вели себя и клетки с искусственно повышенным синтезом фермента, разрушающего гиалуроновую кислоту (HYAL2). При этом обычные клетки землекопа при трансплантации (да и в собственном организме) опухолей никогда не образуют.
В комментарии Nature ученый российского происхождения рассказал, что сейчас лаборатория работает над созданием трансгенных мышей, которые бы синтезировали такую же длинную гиалуроновую кислоту, как и землекопы. Если увеличение длины внеклеточного полимера само по себе будет иметь терапевтический эффект, то потенциально его можно добиться и без привлечения трансгенов: например, при помощи ингибиторов соответствующих гидролаз.
Голые землекопы известны своей необычно большой продолжительностью жизни, которая часто превышает 30 лет — почти в 10 раз больше, чем соответствующие по размеру мыши. Кроме того, в их организме никогда не образуются опухоли, а сами животные не чувствительны к химическим ожогам.