Одного из авторов экспертизы приговора по «второму делу „ЮКОСа“» Михаила Субботина вызвали в Следственный комитет РФ, пишут «Коммерсантъ» и «Ведомости». Он рассказал, что пойдет на беседу со следователем в среду, 26 июня. «Надо понять, что интересует следователей», — заявил он «Коммерсанту».
Узнайте больше в полной версии ➞24 июня стало известно, что на беседу со следователем вызвали также судью Конституционного суда в отставке, члена президентского совета по правам человека Тамару Морщакову. Вероятнее всего, в СК РФ она пойдет в четверг, 27 июня.
Вызовы Субботина и Морщаковой связаны с так называемым «делом экспертов». Следственный комитет считает, что экспертиза приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву проводилась на отмытые бизнесменами деньги.
По данным СК РФ, деньги проходили через организации, которыми руководила Елена Новикова, директор Центра правовых и экономических исследований при ВШЭ. Тамара Морщакова, как считают следователи, получала «вознаграждение» от Новиковой.
В сентябре 2012 года у Михаила Субботина и в Центре правовых и экономических исследований, где он занимает пост заместителя директора, прошли обыски. Следователи изъяли все компьютеры, в связи с чем работа организации до сих пор парализована. В постановлении о проведении обыска фигурировала статья 294 УК РФ («Воспрепятствование правосудию»). Обыски проводились и у Новиковой. Следователи даже ездили специально в Казахстан, где живет семья директора Центра правовых и экономических исследований при ВШЭ.
По «делу экспертов» также вызывали на допросы ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева. Кроме того, у него была изъята вся переписка. Гуриев решил, что оставаться в России небезопасно, переехал в Париж и покинул пост главы РЭШ.
Всего обыски проводились у четырех из шести российских экспертов, привлеченных к экспертизе второго приговора Лебедеву и Ходорковскому. По словам Морщаковой, еще одного эксперта — Анатолия Наумова — вынудили уволиться из академии Генпрокуратуры.
Экспертиза по «второму делу «ЮКОСа» была представлена в декабре 2011 года. Эксперты пришли к выводу, что обвинительный приговор суда должен быть пересмотрен.