Прокуратура Кировского района Крыма инициировала досудебное расследование в связи с выходом «Книги памяти Восточного Крыма "Просили помнить"». Издание проверят на наличие признаков разжигания межнациональной розни. Об этом сообщает портал «15 минут» со ссылкой на районного прокурора Ильяса Рамазанова.
Узнайте больше в полной версии ➞«По указанному уголовному производству выполнены все первостепенные следственные действия — допрошены свидетели, изъяты копии документов, назначена психолого-лингвистическая экспертиза», — сказал он.
Книга, спровоцировавшая скандал в Крыму, была издана в конце июля. Ее авторами являются местные краеведы Владимир и Мария Ширшовы. В почти 500-страничном издании, как сообщалось, собраны сведения о 8,5 тысячи жителей региона, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, в плену или пропавших без вести.
Поводом для разбирательств стала одна из глав этой книги, посвященная коллаборационизму крымских татар. В ней приводились выдержки из документов, в том числе немецких, подтверждавших, что представители этого народа сотрудничали с оккупационным режимом во время Великой Отечественной войны. Крымско-татарский меджлис (неофициальный этнический парламент) в связи с этим обвинил авторов издания в ксенофобии и разжигании антитатарских настроений. 12 августа меджлис организовал митинг в поселке Кировское, участники которого потребовали сжечь «Книгу памяти».
По данным СМИ, часть затрат на издание книги, а именно 16 тысяч гривен (около двух тысяч долларов), была покрыта за счет районного бюджета. Местные власти намеревались бесплатно передать ее экземпляры в местные школы и библиотеки, однако после того, как меджлис раскритиковал издание, районное руководство отказалось от своих планов.
В начале июня из-за своих заявлений о крымскотатарских коллаборационистах лишился поста генконсул России в Крыму Владимир Андреев. Его слова вызвали возмущение активистов крымскотатарской общины. У здания генконсульства прошли митинги, участники которых обвиняли Андреева в «фашизме» и требовали выдворить его из страны. В российском МИДе, в свою очередь, сочли некорректными высказывания дипломата, подчеркнув, что он «не учел болезненность этой темы и не сумел осветить ее достаточно взвешенно».