Глава департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов опроверг высказывания главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея, раскритиковавшего процесс выбора фильмов, на которые идут государственные субсидии. Пресс-релиз ведомства имеется в распоряжении «Ленты.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞В интервью «Ведомостям» от 16 августа 2013 году Дондурей заявил, что защита кинопроектов, претендующих на господдержку, была отличным замыслом Минкульта, но завершилась скандалом. «Деньги не получили выдающиеся авторы: Александр Миндадзе, Андрей Прошкин, Николай Досталь, Александр Прошкин. Экспертное жюри, естественно, проголосовало за них, но затем в кабинете министра были приняты другие решения, а членам комиссии сказали, что их голос — только совещательный», — отметил культоролог.
Дондурей подчеркнул, что во всем мире чиновники сами никогда не определяют, кого им следует поддерживать. Кинопроекты выбирают, по его словам, десятки профессиональных жюри и комитетов, члены которых постоянно меняются.
В ответ на это Тельнов заявил, что высказывания Дондурея, который не состоит в экспертном совете, абсолютно не соответствуют действительности. Тельнов рассказал, что проекты Андрея Прошкина, Николая Досталя и Александра Прошкина не получили одобрения именно экспертного совета. Единственным исключением был проект Александра Миндадзе, за который действительно проголосовали члены экспертного совета, но его отклонили военно-исторический совет и совет, состоящий из психологов и социологов.
Тельнов подчеркнул, что Минкульт должен не только раздавать деньги, но и проводить государственную политику в области культуры. Именно этим чиновник объяснил то, что ведомство в итоге достигло понимания с Миндадзе: для съемок картины «Милый Ханс, дорогой Петр» режиссеру назначили дополнительных консультантов от Института всеобщей истории РАН и Военно-исторического общества. Минкульт в итоге рекомендовал поддержать этот проект Фонду кино.
14 августа Минкультуры объяснило свой отказ давать деньги фильму Миндадзе, посвященного дружбе немецкого инженера и его коллегии из СССР, которая завязалась осенью 1940 года. Все проекты проходили экспертизу на фальсификацию истории, и, по словам Тельнова, «в фильме может быть немного не тот взгляд, которого ждут ветераны Великой Отечественной войны» в преддверии 70-летия победы. Российские режиссеры по-разному восприняли шаг Минкульта. Так, режиссер Андрей Прошкин назвал действия ведомства актом цензуры и вкусовщины. Глава «Мосфильма» Карен Шахназаров, в свою очередь, заявил, что государство, фактически выступая продюсером, вправе иметь свое мнение по поводу того или иного фильма.
По итогам открытой защиты проектов, проходившей в Минкульте в конце июля, было одобрено 12 проектов. В числе прочих государственную поддержку получат ленты «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Чайковский» Кирилла Серебренникова, «Спасение» Ивана Вырыпаева, «Двое в степи» Карена Шахназарова, «Ночник» Валерии Гай Германики, «Лучшая в мире» Гарика Сукачева и «Четыре сезона» Федора Бондарчука.