Программы для автоматической работы на фондовых рынках могут нарушать общепринятые ранее биржевые теории. Об этом свидетельствует исследование группы авторов под руководством Нила Джонсона (Neil Johnson), опубликованное 11 сентября в научном журнале Scientific Reports.
Узнайте больше в полной версии ➞Джонсон и его коллеги проанализировали ряд биржевых сессий за период с 2006 по 2011 годы. Они обнаружили 18,5 тысяч примеров резких взлетов и падений котировок в течение максимум полутора секунд, которые не могут быть объяснены в рамках традиционных финансовых теорий и правил.
В частности, краткие колебания цен во время торговли ценными бумагами через биржевых роботов не были связаны с соблюдением так называемого uptick rule, которое предписывает на коротких позициях продавать ценные бумаги с повышением их стоимости. Кроме того, скачки курсов не совпадали с получением инвесторами ключевой информации об эмитентах ценных бумаг.
Ответственность за скачки курсов авторы исследования возложили на биржевых роботов, которые могут совершать операции с миллисекундной скоростью. Ученые сравнили распространение роботов с экосистемой, где хищники действуют слишком быстро по сравнению со своими жертвами. Авторы полагают, что распространение роботов на фондовом рынке может привести к тому, что человек не сможет на равных соревноваться с машинами и вмешиваться в процесс заключения сделок.
Очевидной опасностью, по мнению Джонсона и его коллег, становится возможность проведения массовых атак схожих по своему алгоритму программ на фондовые рынки. Это может привести даже к приостановке торгов. В статье также подчеркивается необходимость изучения логики поведения роботов, потому что именно машины в будущем будут определять развитие фондовых рынков.
В настоящее время наиболее известной ошибкой биржевых роботов является сбой в программах американского инвестфонда Knight Capital, который привел к убыткам финорганизации на общую сумму свыше 400 миллионов долларов. В августе этого года из-за компьютерного сбоя банк Goldman Sachs потерял свыше 100 миллионов долларов.