Правозащитники, которые посетили мордовскую колонию, где отбывает наказание участница Pussy Riot Надежда Толоконникова, подтвердили ее заявления о нарушениях условий труда в исправительном учреждении. «Лента.ру» располагает отчетом членов комиссии Совета по правам человека при президенте РФ Елены Масюк, Марии Каннабих и Евгения Мысловского, а также отдельным отчетом четвертого члена комиссии — Ильи Шаблинского.
Узнайте больше в полной версии ➞Как говорится в отчете Масюк, Каннабих и Мысловского, в ИК-14 «существует хорошо отлаженная добровольно-принудительная система по бесперебойному обеспечению 12-16- часового рабочего дня, также как и работы по воскресным дням, на швейном производстве». В документе отмечается, что это является нарушением Трудового кодекса РФ, который предусматривает рабочую неделю в 40 часов.
Кроме того, с заключенными не оформлены договоры, что также нарушает Трудовой кодекс. В своем докладе члены СПЧ также отметили, что «непрозрачная система подведения итогов выполнения плана создает условия для злоупотребления своими полномочиями у мастеров и бригадиров смен».
Правозащитники выяснили, что зарплата осужденных женщин не превышает минимального размера оплаты труда в 5205 рублей. На деле, говорится в отчете, заключенные за месяц работы по 16 часов практически без выходных получают не более 1200-1300 рублей. Помимо прочего, осужденных женщин после смен заставляют бесплатно выполнять хозяйственные работы в колонии.
Член СПЧ Илья Шаблинский в своем докладе также написал, что заключенным приходится работать сверхурочно, при этом по документам выходит так, что женщины добровольно выходят на работу по воскресеньям (по три раза в месяц) или после окончания трудового дня. Причем, по его словам, данные о сверхурочной работе подтверждаются как осужденными, так и администрацией колонии.
Шаблинский также указал, что «никто из руководства колонии не отрицал, что труд на швейном производстве рассматривается как обязательный, то есть принудительный». «Невыход на работу рассматривается как серьезное нарушение, которое наказывается помещением в штрафной изолятор», — говорится в докладе. Член СПЧ заключает, что в исправительном учреждении «явочным порядком введен рабский труд».
В отчете Масюк, Каннабих и Мысловского говорится, что ряд осужденных, содержащихся в ИК-14, подтвердили слова Толоконниковой о том, что администрация не передает жалобы заключенных в надзорные инстанции. Осужденных за жалобы наказывают, говорится в отчете. Кроме того, правозащитники указали, что в колонии фактически действуют секции порядка, которые отменены в соответствии с приказом министерства юстиции. В докладе говорится, что женщин переводят в один из отрядов «для воспитания».
Масюк, Каннабих и Мысловский в своем отчете написали, что, по их мнению, голодовка Надежды Толоконниковой «была заранее спланирована, организована и скоординирована извне», равно как и информационная поддержка в СМИ. В числе таких организаторов Масюк, Каннабих и Мысловский назвали мужа Толоконниковой Петра Верзилова, ее адвоката Ирину Хрунову, а также главу правозащитной ассоциации «Агора» Павла Чикова. В докладе Шаблинского о голодовке не говорится вовсе.
Совет по правам человека при президенте РФ отправил комиссию для инспекции ИК-14 после того, как Надежда Толоконникова написала открытое письмо, в котором рассказала о невыносимых условиях содержания в колонии. По ее словам, заключенным приходится работать по 16 часов без выходных, чтобы выполнить норму (в колонии шьют полицейскую форму), которая непредсказуемо увеличивается. За проступки или невыполнение нормы, по словам Толоконниковой, заключенных наказывают, запрещая посещать туалет или заставляя стоять на холоде по несколько часов. При этом, по словам активистки, в колонии созданы такие условия, что заключенные опасаются жаловаться в прокуратуру, так как боятся наказания как со стороны администрации, так и других заключенных, связанных с администрацией. Защита Толоконниковой обратилась к спецдокладчику ООН по современным формам рабства в связи с тем, что условия труда в колонии не соответствуют международным нормам.
В своем письме Толоконникова также пожаловалась на угрозы со стороны заместителя начальника колонии Юрия Куприянова, который, по ее словам, пригрозил ей убийством. В связи с этим она 23 сентября написала заявление в СК РФ и объявила голодовку. После этого Надежду Толоконникову перевели в одиночную камеру, а затем — в больницу. Активистке запретили общаться с родственниками и адвокатами, которые не общались с ней на текущий момент около пяти суток. Во ФСИН заявили, что своей голодовкой Толоконникова добивается льготных условий содержания. Начальник колонии считает голодовку спланированной акцией.