Исследователи из Израиля и Швейцарии, Инон Шарф и Оливер Мартин, представили обзор случаев однополых контактов у насекомых и пауков. Ученые сделали вывод о том, что в большинстве случаев такие попытки одних самцов спариться с другими происходят по ошибке. Подробности приведены в статье специалистов университета Тель-Авива и Института интегративной биологии в Цюрихе для журнала Behavioral Ecology and Sociobiology.
Узнайте больше в полной версии ➞Авторы проанализировали 110 свидетельств об однополом поведении у разных видов насекомых и арахнид. Ученые утверждают, что в большинстве случаев такие попытки спаривания происходят по ошибке. В некоторых случаях членистоногих подводит зрение, в других — обоняние. В последнем варианте самец может, например, нести на себе молекулы феромонов противоположного пола после спаривания с самкой или же «сознательно» обманывать конкурентов с помощью похожих веществ.
Ученые систематизировали все объяснения, которые были выдвинуты энтомологами ранее. Ряд авторов предполагал, что однополый секс позволяет избавиться от бесполезной старой спермы (у жуков), навредить самцам-конкурентам (муравьи и бабочки), получить еду в результате ритуала ухаживания (стрекозы) или даже передать через другого самца свою сперму недоступной самке (снова жуки). А некоторые исследователи вовсе списывали «гомосексуальное» поведение на искусственные и потому нереалистичные условия содержания.
Авторы новой работы считают, что в большинстве случаев насекомых и пауков подводит прежде всего неумение отличать самца от самок: такая версия тоже высказывалась ранее другими исследователями. Ни внешний вид, ни запах не дают однозначной гарантии в случае, когда другое животное плохо видно и может нести на себе чужие запахи. При этом цена ошибки не настолько велика, чтобы эволюция продвигалась в сторону более совершенного распознавания потенциальных половых партнеров. А в ряде случаев однополые контакты даже приносят некоторую пользу. Разнообразие видов и используемых ими стратегий размножения не позволяет говорить о каких-то определенных числах, но, по грубым оценкам, до 80-85 процентов насекомых могло хотя бы иногда спариваться с представителями своего пола.
Несмотря на то, что в ключевых словах обзора указана «гомосексуальность», авторы намерено не используют этот термин в тексте вне отсылки к другим исследованиям. Исследователи уточняют, что само определение однополого поведения вызвало у ученых ряд сложностей. В вводном разделе своего обзора они пишут, что включили все случаи ухаживания и ситуации, когда один самец залезал на спину другому, однако тут же делают уточнение – некоторые виды используют такое поведение для того, чтобы добиться сексуального контакта с самкой. «Например, у некоторых насекомых, – пишут ученые, – самцы пытаются спариться с самцами, которые в этот момент сами находятся на самках. В данном случае речь идет о конкуренции между самцами: второй самец таким образом стремится сбросить первого и занять его место». Кроме того, биологи намерено отказались от рассмотрения всех случаев однополых контактов между самками, поскольку биологическая природа таких контактов может быть принципиально иной.
Дальнейшие исследования могут прояснить то, как феномен разовых однополых сексуальных контактов перешел в сложное гомосексуальное поведение. Но, предупреждают ученые, их выводы нельзя переносить как на млекопитающих в целом, так и на человека в частности. Последние исследования, пишут авторы, «ставят под вопрос то, можно ли вообще говорить о сексуальной ориентации насекомых».