Рассчитанные на несколько игроков компьютерные игры способствуют синхронизации электрической активности мозга игроков. Этот эффект удалось обнаружить финским исследователям и они же показали, что при игре друг против друга синхронизация не исчезает, а усиливается. Подробности приведены в статье ученых для журнала PLoS One, а кратко о ней рассказывается в сообщении университете Аалто.
Узнайте больше в полной версии ➞Специалисты из университета Аалто и университета Хельсинки провели серию опытов, в которых добровольцы играли в Hedgewars. Эта игра представляет собой тактическую походовую стратегию, в которой две команды ежей пытаются уничтожить друг друга при помощи разнообразного оружия. Ученые записывали электроэнцефалограмму (ЭЭГ) игроков и вдобавок регистрировали электрические сигналы, которые возникали при сокращении лицевых мышц: это позволило отследить мимику и заодно облегчить анализ ЭЭГ, на которую обычно накладывается мышечная активность.
Исследователи обнаружили, что активность мозга игроков синхронизируется, причем при совместной игре против компьютера этот эффект заметен меньше, чем при игре друг против друга. При этом ученые отмечают то, что игравшие друг против друга друзья зачастую испытывали некоторый дискомфорт и при этом их эмоции (если судить по сокращению мимических мышц) были синхронизированы в наибольшей степени.
Обнаруженный эффект максимальной синхронизации при игре друг против друга можно, как пишут ученые, объяснить двумя разными гипотезами. Согласно первой, игра против другого человека повышает способность понимать эмоции оппонента, так как такая способность помогает предсказать его действия. Альтернативное же объяснение гласит, что возросшая эмпатия должна предотвращать ухудшение взаимоотношений: проще говоря, она не дает воспринимать игровое соперничество слишком серьезно. Какое из этих объяснений верно, пока не ясно.
Компьютерные игры регулярно используются учеными в тех или иных экспериментах. При этом исследователи применяют как уже существующие игры, так и специально разработанные для изучения того или иного феномена: например, для изучения связи многозадачности со старением мозга был написан специальный гоночный симулятор.