Большинство акварелей Эгона Шиле из папки, найденной на чердаке в австрийском округе Мистельбах в 2013 году, оказались подделками. Об этом сообщает The Art Newspaper. Подлинную, по словам издания, историю происхождения картин рассказала американский искусствовед Джейн Каллир, создатель первого каталога-резоне Шиле.
Узнайте больше в полной версии ➞По словам Каллир, папка, о находке которой сообщали австрийские СМИ, содержит только три подлинные акварели художника. Остальные полотна и рукописные страницы со стихами Шиле — подделки. Кроме того, исследователь заявила, что история о том, как картины были обнаружены, тоже вызывает сомнения в своей правдивости.
Как писали австрийские таблоиды в декабре, а за ними газета Austrian Times в начале января, в Мистельбахе нашли папку с рядом акварелей и страниц со стихами австрийского живописца. Сколько именно листов было в папке, не сообщалось. Нынешний ее обладатель рассказал журналистам, что обнаружил работы на чердаке старого дома своего умершего отца. На одном из полотен он увидел подпись Эгона Шиле и сначала подумал, что это копия. На всякий случай мужчина решил показать картины экспертам, в том числе Джейн Каллир. Австрийские СМИ писали, что искусствовед из США подтвердила подлинность работ.
Как теперь заявляет сама Каллир, об истории, рассказанной в СМИ, ей ничего не известно. По словам искусствоведа, о папке с подделками она знает еще с 1986 года, со времени, когда она занималась подготовкой каталога художника. Тогда папка принадлежала некоему венскому дилеру. Каллир тогда подтвердила, что три работы из подборки действительно принадлежат авторству Шиле, но «не представляют особой ценности». По предположению исследовательницы, ранние подлинники художника были дополнены его поддельным автопортретом и листами со стихами, чтобы «прибавить ценности». В 1990 и в 1998 годах она включила эти три работы в каталог-резоне, указав на то, что обнаружены они были вместе с рядом сомнительных картин.
Когда Каллир была в Вене в октябре 2013-го, она встретилась с неким коллекционером, который хотел узнать, являются ли работы из данной папки подлинными. Мужчина утверждал, что получил картины от друга в счет уплаты долга и хочет знать, во сколько они оцениваются. «Откуда взялась история про чердак, я понятия не имею», — заявила искусствовед.
Две из трех подлинных акварелей, обнаруженных в папке, — «Древесный сад» (1907) и «Парусник, отражающийся в воде» (1907) — будут проданы на аукционе Bohnam’s в Лондоне 4 февраля. Работы оцениваются в 49 и 81,7 тысячи долларов соответственно.