Ученые из Лондонского университета и Университета Бирмингема обнаружили, что разные музыкальные ансамбли решают проблему синхронизации игры по-разному: «автократическим» или «демократическим» способом. Исследование опубликовано в журнале Journal of the Royal Society Interface, кратко об исследовании пишет BBC News.
Узнайте больше в полной версии ➞Выводы британских исследователей основаны на анализе разных интерпретаций одного и того же произведения двумя профессиональными струнными квартетами. Ученые составили математическую модель синхронизации между разными музыкантами и вычислили, как именно музыканты проводили коррекцию во время игры. Для этого к инструментам присоединили звукосниматели, которые позволяли уловить отличия во времени взятия нот. В качестве «тестового» произведения ученые использовали квартет Гайдна (Op. 74 no. 1).
Анализ показал, что в одном из коллективов, «автократическом», первая скрипка почти не подстраивалась под игру других членов команды и выполняла, таким образом, функцию дирижера (это традиционная роль первой скрипки). Однако в другом коллективе функцию синхронизации выполняли разные музыканты попеременно, — такой способ согласования игры ученые назвали «демократическим». Может ли человек уловить разницу между этими способами игры на слух, авторы пока не знают — это станет предметом следующего исследования.
Синхронизация между разными членами коллектива имеет важное значение не только для человека, но и для животных. Так, недавно орнитологам удалось обнаружить, что двигающиеся в стае перелетные ибисы синхронизируют фазу движения своих крыльев и это облегчает им полет. Ранее ученые использовали бактериальную систему кворум-сенсинга для того, чтобы синхронизировать движения роботов.