Китайские инвесторы после визита президента России Владимира Путина в Китай возобновили прерванные зимой переговоры по разработке и строительству глубоководного порта на территории Крыма. Об этом «Известиям» рассказал первый вице-премьер республики Рустам Темиргалиев. По его словам, очные встречи с китайской стороной намечены на август — проект пока не является первоочередным.
Узнайте больше в полной версии ➞«Мы намерены запустить проект, но только когда будут завершены внеочередные меры по введению рубля и водоснабжению полуострова», — уточнил он.
Порт глубиной в 25 метров предполагается построить в Сакском районе Крыма, неподалеку от поселка Фрунзе в 25 километрах от Евпатории. Новая гавань может стать самым крупным разгрузочным портом на территории Крыма. Ожидается, что первый этап проекта объемом 3 миллиарда долларов включит в себя стройку глубоководного порта-хаба, который сможет принимать крупные партии грузов. Там они будут дробиться и отправляться морем в другие порты. Кроме того, планируется возвести несколько терминалов для зерна и сыпучих грузов объемом в 20 миллионов тонн. На второй этап намечены аэропорт, терминал сжиженного природного газа и возведение верфи — на них уйдут еще 7 миллиардов долларов.
Проект был анонсирован президентом Украины Виктором Януковичем 5 декабря 2013 года во время его визита в Китай. Тогда же был подписан меморандум о намерениях между операторами проекта — крымским «Киевгидроинвестом» в лице Алексея Мазюка и китайской Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co (BICIM) миллиардера Ван Цзина. Инвестиции китайской стороны на первом этапе оценивались в сумму порядка 3 миллиарда долларов, всего шла речь о вложениях с их стороны на уровне 10 миллиардов долларов. Переговоры и действия по реализации меморандума были заморожены после государственного переворота на Украине, в результате которого Янукович потерял власть, а Крым вошел в состав России.
Собственником китайского генподрядчика проекта BICIM является Ван Цзин. Основной его бизнес — телеком-компания Xinwei Telecom Enterprise Group. На другом конце земного шара компания Цзина Hong Kong Nicaragua Canal Development Investment Company в августе 2013 года занялась строительством Никарагуанского канала, альтернативы Панамскому, который должен соединить Тихий и Атлантический океаны. Общая стоимость проекта оценивается в четыре раза больше стоимости крымского хаба — более 40 миллиардов долларов. Сейчас его строительство приостановлено — в январе правительство Никарагуа отложило проект из-за необходимости корректировки нового водного пути.
Согласно старым договоренностям с украинскими властями, Россия может получить долю в 50 процентов от всей структуры и портовые сборы от ее эксплуатации, сообщил изданию ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией Сергей Санакоев. По его словам, компания Ван Цзина получит в управление другие 50 процентов порта, а также ежегодный фиксированный процент, привязанный к вложенным деньгам и общим объемам дохода.