Исчезновение отдельных популяций и целых видов животных с лица Земли приводит к эскалации насилия, росту работорговли, эксплуатации детского труда и даже помогает террористам, утверждают авторы статьи в журнале Science.
Узнайте больше в полной версии ➞Охота и рыболовство приносят в год до 400 миллиардов долларов и, что более важно, снабжают пропитанием 15 процентов населения Земли, пишут ученые. Для полутора миллиардов беднейших жителей дичь и пойманная рыба является главным источником животных белков. Исчезновение привычной пищи, вкупе с рыночной глобализацией, нередко «взрывает» традиционные общества изнутри.
Например, оскудение рыбных ресурсов вынуждает жителей прибрежных районов Азии и Африки дальше уходить в море и дольше там оставаться. Умирающие с голода семьи отдают своих детей на рыболовецкие суда, где они работают по 18-20 часов в день, пока не умрут от истощения.
Этот процесс приводит к тяжелым последствиям уже на государственном уровне. Когда в начале 1990-х годов государственный аппарат Сомали развалился, и местная береговая охрана перестала патрулировать территориальные воды страны, ситуацией воспользовались рыболовецкие флотилии других государств. Знаменитые сомалийские пираты, подчеркивают авторы, — это бывшие рыбаки, которые 20 лет назад были вынуждены взять в руки оружие для борьбы с иностранными траулерами, незаконно вылавливающими рыбу в сомалийских водах. Превращение рыбаков в пиратов может произойти и в других африканских государствах (в качестве примера исследователи приводят Нигерию, Бенин и Сенегал), предупреждают ученые.
Далее авторы статьи сравнивают охоту на находящихся под угрозой исчезновения видов слонов и носорогов с наркоторговлей. Внешний спрос и ажиотажные цены на товар (за килограмм носорожьих рогов на черном рынке дают от 60 до 100 тысяч долларов) заставляют местные повстанческие и террористические группы (вроде нигерийской «Боко харам») истреблять животных в массовом масштабе.
Авторы исследования призывают не просто уничтожать преступников силами международного сообщества, но и искать комплексные решения, которые устранили бы социальные корни работорговли, браконьерства и пиратства. Они советуют выделять больше полномочий и ресурсов властям местных общин, которые пытаются справедливо и открыто распределять ограниченные ресурсы между охотниками и рыболовами.