Новое исследование гарвардских ученых показало, что даже маленькие дети (6-8 лет) обладают развитым чувством справедливости и даже готовы исправлять последствия чужого эгоизма за собственный счет. Однако те же дети более сурово наказывали «нарушителей» со стороны и более мягко относились к проступкам, совершенным «своими». Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Узнайте больше в полной версии ➞В мировой науке это первое экспериментальное исследование чувства справедливости у детей, отмечают американцы. Ученые попросили 64 детей (32 шестилетних и 32 восьмилетних) поиграть в экономическую игру. Сначала участников эксперимента разделили на две группы («синих» и «желтых»). После нескольких игр, которые должны были усилить чувство принадлежности к группе, детям показали картинки. На них были изображены разные варианты того, как разделить шесть конфет между двумя детьми. Это было показано схематически в виде фигурки в кепке синего или желтого цвета.
В 80 процентов случаев на картинках был показан нечестный раздел: например, один ребенок получал шесть конфет, а другой — ни одной. В случае, если участники исследования были не согласны с таким дележом, им предлагалось исправить несправедливость, подарив «обиженному» свои собственные конфеты. На такую меру согласилось примерно 40 процентов детей.
Также оказалось, что шестилетние дети более охотно наказывают за эгоизм членов чужой группы и чаще смотрят сквозь пальцы на то, как лишние конфеты получают «свои». Однако по достижении восьми лет, видимо, чувство объективной справедливости становится более сильным: старшие участники исследования хотели исправить несправедливый раздел вне зависимости от того, кому досталось больше сладостей. «Чужие» для них оказались такими же жертвами несправедливости, достойными защиты.
Сейчас американские ученые собираются выяснять, свойственны ли такие представления о справедливости детям, выросшим в других культурах. Аналогичные исследования планируют провести в Уганде и Вануату.