Наука и техника
06:57, 29 октября 2014

Создание первобытного искусства связали со слуховыми иллюзиями

Фото: S. Waller

Странное поведение звуковых волн, которое первобытные люди воспринимали как сверхъестественные явления, могло стать причиной создания древнейших произведений искусства — наскальной живописи в пещерах, петроглифов в каньонах и подобных Стоунхенджу мегалитов. К такому выводу пришел американский ученый Стивен Уоллер (Steven J. Waller), автор доклада, который был зачитан 27 октября на 168-м конгрессе Американского акустического общества.

Узнайте больше в полной версии ➞

«Древние мифы объясняли эхо, доносившееся из пещер, как ответы духов на слова людей. Возможно, наши предки создавали наскальные рисунки в ответ на эхо, веря, что пещеры и каньоны населяют сверхъестественные существа», — рассказал Уоллер.

Отражающиеся от поверхности звуковые волны создают иллюзию, будто кто-то отвечает человеку из-под толщи камня. Эхо хлопков в ладоши звучит как стук копыт, отмечает Уоллер, отчего древние люди могли воспринимать шум из глубин пещеры как движение стада копытных.

«Во многих культурах древности гром воспринимался как топот копыт богов, так что вполне возможно, что изображения тех же существ наносили на стены пещер. Эту гипотезу подтверждают данные акустических измерений: наскальную живопись чаще всего находят в зонах самого сильного эха», — заявил ученый.

Далее, характерный рисунок интерференции звуковых волн от двух флейт создает иллюзию звуковых «теней», падающих от гигантских камней. Такой же странный звук возникает, если играть на флейте в центре Стоунхенджа, выяснил Уоллер. Ученый напомнил, что многие мегалиты в Великобритании получили прозвища «Камней дудочников»: по легенде, древние волшебники своей игрой на флейте заставили девственниц танцевать в круге и превратили их в камень.

Наконец, Уоллер подчеркнул, что уникальный звуковой ландшафт памятников доисторической эпохи не менее важен, чем их внешний облик, и требует серьезных усилий по его консервации.

< Назад в рубрику