Бессрочное поражение уклонистов в праве занимать должности на госслужбе неконституционно. Соответствующее постановление огласил 30 октября Конституционный суд РФ.
Узнайте больше в полной версии ➞В постановлении КС указал, что само прохождение военной службы по призыву может обоснованно рассматриваться как особое репутационное требование для госслужащего. Однако норма не устанавливает срок, в течение которого уклонисты не могут приниматься на госслужбу.
При этом сроки подобных ограничений для других правонарушителей в законодательстве прописаны. Например, за административное правонарушение чиновника можно дисквалифицировать максимум на 3 года, по большинству уголовных статей — на 5 лет. Даже в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления человек может претендовать на должность госслужащего в случае снятия или погашения судимости.
В связи с этим КС обязал федерального законодателя внести поправки, которые бы устранили несоответствие нормы конституционным требованиям согласованности, разумности и справедливости, а также соразмерности ограничения прав и свобод.
Рассмотрение в КС было ранее инициировано жалобой парламента Чечни на поправки, внесенные в российское законодательство в 2013 году. Они ограничивают доступ к госслужбе для тех, кто не прошел воинскую службу по призыву без законных на то оснований (таких, в частности, как получение образования или состояние здоровья). При этом действие норм фактически было распространено как на тех, кто только поступает на госслужбу, так и на действующих чиновников.
Как отметили заявители, на территории Чеченской Республики на протяжении длительного времени (с 1992 года) призыв не проводился, а в последующие годы призывалась сравнительно небольшая доля от числа молодых людей, обязанных проходить воинскую службу. В связи с этим возникла ситуация, при которой значительное число жителей Чечни не служили по обстоятельствам, не зависящим от них, однако формально числятся не прошедшими воинскую службу без законных на то оснований.