Власти российских регионов не должны участвовать в расчете тарифов на пригородные пассажирские перевозки, полагают в Счетной палате РФ (СП). По мнению сотрудников этого ведомства, определять стоимость проезда и затраты перевозчика должна Федеральная служба по тарифам (ФСТ), передает сайт СП.
Узнайте больше в полной версии ➞«Инфраструктура железнодорожного транспорта используется для всех видов перевозок, включающих грузовые, дальнего следования и пригородного сообщения, и соответственно все затраты на предоставление услуг инфраструктуры может объективно рассчитать только ФСТ России», — заявил аудитор Валерий Богомолов, комментируя результаты проверки обоснованности размера финансовых потерь, которые несет при осуществлении пригородных перевозок РЖД. По словам аудитора, у регионов нет возможности верно оценить размер затрат железнодорожников.
«В результате неудовлетворительной работы властей отдельных регионов России в 2012-2014 годах произошел резкий рост тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении», — говорится на сайте СП. По словам Богомолова, рост тарифов на пригородные перевозки в ряде областей превышал как уровень инфляции, так и рост реальных доходов населения.
По итогам проверки было решено направить соответствующие представления в РЖД, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), ФСТ России, а также информационные письма в правительство РФ и Минтранс России.
На совещании с членами правительства 4 февраля президент России Владимир Путин в жесткой форме потребовал вернуть пригородные рейсы, отмененные из-за разногласий региональных властей и структур РЖД по вопросам компенсации расходов компаний-перевозчиков.
Пригородные компании, входящие в структуру РЖД, являются естественными монополистами, и в настоящее время региональные власти обязаны регулировать их тарифы. Поскольку цены при этом устанавливаются ниже себестоимости, возникают так называемые выпадающие доходы, которые регионы обязаны компенсировать из своего бюджета. Ряду российских регионов — Красноярскому краю, Волгоградской области, Татарстану и другим — удалось совместно с компаниями-перевозчиками создавать необходимые условия для организации пригородного пассажирского сообщения. В условиях нехватки в местных бюджетах средств на компенсации некоторые субъекты РФ, к примеру Псковская область, приняли решение отказаться от электричек, заменив их автобусами. Другие сумели сохранить часть рейсов, сократив наиболее убыточные поезда.