Креветка палеозоя оказалась размером с человека

Ученые обнаружили останки гигантских членистоногих размером с человека, которые 480 миллионов лет назад занимали в морских экосистемах место усатых китов. О новом виде сообщает журнал Nature.

Двухметровый гигант, окаменелое тело которого нашли в Марокко, принадлежал к группе аномалокарид, предков современных ракообразных, насекомых и пауков. Однако большинство аномалокарид было акулоподобными хищниками с круглым ртом и острыми зубами — Aegirocassis benmoulae же оказался совершенно безобидным гигантом.

Как и нынешние усатые киты, эгирокассида фильтровала морскую воду, выцеживая оттуда планктон с помощью гребнеобразных отростков на голове. Это животное ученые считают едва ли не древнейшим гигантом-фильтратором и одним из крупнейших видов своей эпохи (ранний ордовик).

«Эгирокассиды заполнили экологическую нишу, которая раньше вообще пустовала. Хотя биофильтрация является одним из древнейших способов сбора пищи, фильтраторы того времени отличались небольшими размерами и проводили жизнь неподвижно, у морского дна. Мы же обнаружили древнейший пример гигантизма у свободно перемещающегося фильтратора», — отмечает соавтор исследования Элисон Дэйли (Allison Daley).

Aegirocassis benmoulae получила свое имя в честь морского демона Эгира (персонажа скандинавской мифологии), латинского обозначения шлема (cassis) и Мохамеда Бен Мулы, марокканского охотника за окаменелостями, обнаружившего останки животного.

Ученым посчастливилось найти трехмерную окаменелость, структуры которой были осторожно очищены от окружающей породы тонкими орудиями палеонтологов. Большинство других известных аномалокарид были обнаружены в плоском виде, подобно листам в гербарии.

Трехмерная структура окаменелости помогла исследователям воссоздать анатомию эгирокассиды. В представлении художника у нее длинная голова, напоминающая кальмара, и тело как у креветки, но с двумя парами плавников в каждом сегменте. По мнению ученых, эти плавники являются прообразом вилкообразных клешней, уникальных для современных ракообразных.

В Россию вернулся «Прогресс»