Google манипулирует результатами поиска и ставит первыми ссылки на свои проекты, даже когда запросам пользователей лучше подходят проекты конкурентов. Об этом свидетельствует доклад американской торговой комиссии (FTC) двухлетней давности, доступ к которому получила газета The Wall Street Journal.
Узнайте больше в полной версии ➞Доступ к отдельным разделам отчета на 160 страницах был получен после того, как FTC непредумышленно раскрыла их после запроса журналистов. Позже комиссия потребовала от газеты вернуть эти документы, но журналисты отказались.
Google «автоматически продвигает» свои проекты по отдельным поисковым запросам, обнаружили сотрудники FTC в ходе исследования. Если в первых позициях в результатах поиска стоит один из сайтов для сравнения покупок, перед ними Google всегда размещает ссылку на проект Google Product Search. Точно так же Google продвигает ссылки на свою базу гостиниц и перемещает на вторые позиции конкурирующие сервисы Tripadvisor и Expedia. Кроме того, Google заимствует у конкурентов базы данных, в частности описание товаров он берет с Amazon.
FTC в начале 2013 года приняла решение не возбуждать дело о нарушении Google антимонопольного законодательства. Старший вице-президент компании Дэвид Драммонд (David Drummond) тогда заявил: «Вывод ясен — сервисы Google хороши и для пользователей, и для конкуренции».
Google не согласилась с выводами издания. Кент Волкер, главный юрисконсульт Google напомнил «Ленте.ру»: «После пересмотра дела, длившегося 19 месяцев, изучения 9 миллионов страниц, многочасовых показаний, сотрудники, а также 5 комиссаров Федеральной торговой комиссии США признали, что необходимости принимать меры относительно того, как мы ранжируем и отображаем результаты поиска, не было».
Волкер также сообщил, что слухи о потенциальном вреде для пользователей и конкурентов не соответствуют действительности: «Расследование было закончено два года назад, и с тех пор количество способов получения информации в интернете значительно выросло. И теперь у пользователей гораздо больше вариантов, чем когда бы то ни было. Наши конкуренты работают успешно. Например, Yelp, называющая себя «де-факто местной поисковой системой», за последние 4 года увеличила свой доход более чем на 350%. TripAdvisor претендует на звание "крупнейшего трэвел-бренда" и за последние 4 года удвоил свои доходы».
Google и раньше обвиняли в продвижении собственных проектов в ущерб конкурентам и пользователям. В феврале 2015 года по жалобе «Яндекса» Федеральная антимонопольная служба тоже возбудила дело против Google. «Яндекс» сообщил в ФАС, что Google предлагает производителям смартфонов и планшетов более выгодные условия, чтобы те не устанавливали на свою технику с Android пакеты приложений от российской компании.
В 2013 году Google согласилась по требованию Еврокомиссии помечать особым образом в результатах поиска собственные проекты, а также прекратить заимствование у конкурентов информации, к примеру времени работы предприятий по базам Yelp.